Концерн GM в ближайшее время намерен избавиться от своих марок Saab, Pontiac и Saturn. Об этом в четверг сообщило информационное агентство Bloomberg со ссылкой на осведомленный источник, близкий к руководству компании. По мнению собеседника агентства, такие меры связаны с требованием американских сенаторов, к которым в начале осени «Большая тройка» американских автокомпаний (Ford, GM и Chrysler) обратилась в связи с кризисом. Автопроизводители попросили выделить единовременную ссуду в $25 млрд, а сенат пообещал дать деньги, но в обмен на конкретный антикризисный план, который поможет спасти производство.
По мнению источника агентства, продажа либо закрытие этих марок может быть частью антикризисного плана компании GM, которому предстоит пройти одобрение у американских чиновников.
Немногим ранее концерн избавился от 3% ($230 млн) акций в японской компании Suzuki. А на той неделе другой американский автопроизводитель — Ford — продал 20% акций компании Mazda.
С Pontiac концерн GM связывает 82-летняя история. В 1978 году автокомпания в составе GM достигла пика продаж за всю историю – 896 980 машин, а весь концерн в этот год продал более 9,55 млн автомобилей. В линейке GM седаны Pontiac относятся к бюджетным моделям и более ориентированы на молодых потребителей. Зенит недорогих моделей Saturn пришелся на 1994 год. Шведский Saab попал под крыло GM в начале 90-х годов, после приобретения последним половины акций Sааb Automobile AB. После этого шведская фирма стала второй по престижности после Cadillac в коллекции американского автогиганта и разделила глобальные шасси.
5-го декабря в сенате США должны состояться слушания по поводу выделения денег «Большой тройке». А пока сенатские деньги не поступили на счета GM, концерн терпит колоссальные убытки. Согласно ежемесячному отчету, продажи сократились до уровня 25-летней давности. В октябре 2008 года реализовано 170 585 машин, что на 45% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Концерн испытывает острую необходимость в наличных средствах и в этом месяце был вынужден просить помощь по всему миру. Заграничные представительства обратились за помощью к правительству Великобритании, Швеции, Германии и Бельгии, но пока и там GM не дали положительного ответа.
Отказавшись от Saab, Pontiac и Saturn, концерн General Motors сконцентрируется на спасении оставшихся марок: Chevrolet, GMC, Buick и Cadillac, а также Daewoo и Opel.
Для американского концерна подобная практика не нова – в 2000 году GM забросил производство своего убыточного подразделения Oldsmobile. А в июле этого года заявил о продаже производителя больших внедорожников Hummer.
Эксперты уверены, что отказ от иностранных предприятий и своих малоизвестных марок в условиях кризиса объясняется политической подоплекой. «Это своего рода государственническое решение – Pontiac и Saturn за границей Америки мало продаются, и их разорение не отразится негативно на имидже США. А шведский Saab вообще не ассоциируется у массовых потребителей с Америкой», — говорит аналитик «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Роман Ткачук. По его словам, скорее всего, производство Pontiac и Saturn будет прекращено потому, что никто из инвесторов не захочет выкупать и вытягивать убыточные предприятия во время кризиса. «Очевидно, то же самое касается и Saab, который вряд ли купят европейские компании», — поясняет он.