Эксперты рассчитали среднюю стоимость машин, которые в этом году покупали россияне. За 9 месяцев текущего года средняя цена нового автомобиля выросла с $19 тыс. до $22 тыс., подсчитали эксперты аналитического агентства «Автостат». В начале года продажи были самыми высокими и автомобилисты все чаще делали выбор в пользу более дорогих моделей и более богатых комплектаций, чем прежде. На руку автопроизводителям играл и курс валют. Доллар всю первую половину года был достаточно слабым, а цены на машины оставались зафиксированными в рублях. В результате, несмотря на то, что рублевые ценники не меняли, машины постоянно «дорожали» в пересчете на американскую валюту.
При этом из продажи практически исчезли модели, которые бы стоили меньше $6 тыс. Это связано с тем, что была снята с производства российская «Ока», которая до сих пор героически держала на себе эту нишу. Среди малолитражек самыми востребованными моделями оказались три корейские модели: Daewoo Matiz, ее близкая «родственница» Chevrolet Spark и KIA Picanto. В В-классе с большим отрывом лидировала отечественная «Классика». За первые три квартала россияне купили более 120 тыс. таких машин.
Еще больше, 134 тыс., водителей купили себе «Жигули» из семейства Samara. Всеволожские Ford Focus, самые популярные в России иномарки, продаются в два раза меньше (68 тыс.).
Среди более крупных моделей наиболее востребованы японские Toyota Avensis и Camry. Из автомобилей премиум-класса на первом месте стоит Mercedes-Benz S-Klasse. А вот минивэны чаще всего покупают у Opel – модели Zafira и Meriva. Наиболее покупаемые внедорожники – Chevrolet Niva и Nissan Qashqai.
По прогнозам экспертов, в ближайшие полгода рынок ждет сильное колебание цен, но пока неизвестно, сможет ли оно повлиять на падающий спрос. Производители, которые завезли в Россию много дорогих машин и моделей с большим набором опций, теперь будут вынуждены отдавать их почти даром.
«На складах остается много автомобилей. Причем, так как все это модели текущего года, с каждым днем они будут обесцениваться быстрее.
Помимо кризиса, который сейчас только начинает развиваться, накладывается еще и сезонный фактор. Дешево купить автомобиль можно будет вплоть до конца февраля», — заметил директор Российской организации автомобильных дилеров (РОАД) Дмитрий Гулин.
По его словам, ближе к весне, когда продавцам все-таки удастся избавиться от автомобилей со складов, цены на машины снова начнут расти. «Из-за роста курсов иностранных валют растет себестоимость машин. Кроме того, в начале года могут быть введены новые пошлины на импортные модели. По крайней мере, такой вопрос обсуждается. А значит, цены могут поднять еще на 10–15%», — считает аналитик ИК «ФИНАМ» Константин Романов.
«Заметнее всего будут терять рынок дорогие модели. Среди тех марок, которые будут активнее всего терять клиентов, окажутся SsanYoung, Volvo и Land Rover. Продажи этих моделей росли на «стимуляторах», то есть с помощью различных скидок и рекламных акций», — сказал Целиков.
В то же время российский ВАЗ может даже выиграть от кризиса.
Его продажи в октябре на фоне всеобщего упадка даже слегка поправили свои показатели. «Если посмотреть статистику продаж ВАЗа, окажется, что она достаточно стабильна. До сих пор рынок рос, и на этом фоне доля тольяттинцев постоянно сокращалась. Однако теперь, когда рынок начнет сжиматься, часть, которую занимают «Жигули», может вырасти», — говорит аналитик. При этом, по словам Целикова, доллар к Новому году вырастет в среднем на 6–7%. И в этих обстоятельствах удорожание модельного ряда «АвтоВАЗа» на 2–3% покупатели могут и не заметить. «Люди еще не переучились оценивать машины в рублях. И чаще всего пересчитывают ценники в доллары. После Нового года доллар будет дороже. А потому небольшое удорожание «Жигулей» при пересчете будет не видно», — говорит эксперт.
Кроме того, есть несколько премиальных марок, которые останутся в стороне от кризиса. По мнению специалистов, в первую очередь это BMW и Mercedes. «В случае с этими марками слишком велика привязанность поклонников этой марки к бренду. Кроме того, у них достаточно велика доля корпоративных продаж. К примеру, депутат никогда не пересядет с Mecredes на Volga Siber или даже на Volvo», — заметил Сергей Целиков.