В пятницу в Госдуме приняли во втором и третьем чтении проект поправок в Налоговый кодекс, касающихся корректировки вторичного взимания налога на добавленную стоимость (НДС) при перепродаже автомобиля, бывшего в употреблении. Свои действия депутаты мотивируют тем, что из-за этого в России практически не развивается система trade in, когда гражданин, обратившись в автосалон, может с доплатой обменять свой старый автомобиль на новую машину.
Как поясняют авторы законопроекта, первый раз НДС взимается при покупке нового автомобиля у дилера, а второй раз при официальной перепродаже уже подержанной машины через дилера (юридическое лицо). «Заведомая невыгодность такой схемы приводит к тому, что процесс торговли подержанными автомобилями уходит в зону теневой торговли – комиссионных продаж или «оформления по доверенности», поскольку при торговых операциях между физическими лицами объект обложения НДС не возникает», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Согласно поправкам, теперь НДС будет выплачиваться только с той «накрутки», которую сделает дилер при перепродаже «бэушной» машины,
а не со всей стоимости машины, как сейчас.
Депутаты определили, что эта норма будет распространяться на все автомобили, а не на машины старше 3-х лет, как предполагал законопроект в первом чтении.
Дилеры с радостью восприняли эту новость. «Мы давно уже ждем и способствуем принятию этого изменения», — рассказал директор Ассоциации российских автомобильных дилеров (РОАД) Дмитрий Гулин. По его словам, в Европе и Америке почти все продажи «бэушных» машин идут через дилеров. «В то время как у нас они заключаются буквально из в рук в руки, а не через дилеров», — пояснил собеседник. Он уверен, что в связи с этим в России появится цивилизованный рынок продажи машин. «Потребители от этого выиграют, получив гарантии от дилера на «бэу» машину и более низкие цены», — прокомментировал директор РОАД.
Директор по развитию компании Auto-Dealer.ru Олег Дацкиев уверен, что нововведение для дилеров лишь формальность, потому что уже существуют пути ухода от вторичной оплаты НДС. «Российские предприниматели для работы с trade in находили вполне законные способы не выплачивать НДС, например, работали по принципу комиссионного магазина», — говорит эксперт. Все же, по его мнению, облегчение прямой схемы покупки автомобиля поможет в условиях кризиса. «Очевидно, в ближайшее время последуют серии банкротств предприятий, и коллекторные агентства будут продавать корпоративные автомобили в счет погашения долгов. Машины будут отдавать дилерам, и исключение сбора вторичного НДС как раз кстати», — заметил он.
В комиссионных магазинах настроены боле пессимистично и уверены, что исключение вторичного НДС уже ни к чему не приведет и не поможет стимулированию trade in.
«Сейчас система выкупа автомобиля в зачет нового стала невыгодной, потому что в последнее время дилеры сильно уценивают стоимость предлагаемых гражданами «бэушных» машин и получается – человеку необходимо много доплачивать при том, что он отдает не такой дешевый товар», — рассказали «Газете.Ru» в магазине «Автоконсул». Кроме того, для самих дилеров покупка «бэушных» машин в нынешних условиях не выгодна из-за того, что резко сократился рынок продаж. «Если раньше подержанная машина уходила менее чем за один месяц, то сейчас на это нужно более двух месяцев. Телефоны молчат, клиенты не приходят, а если автокредитование окончательно «умрет», то с продажами будет еще хуже», — заметил собеседник.
В «Автоконсуле» также уверены, что принятие поправок не приведет к уходу от «серых схем». «У нас люди не хотят афишировать свои доходы. Те же чиновники и предприниматели никогда не назовут настоящей цены машины. Иногда доходит до смешного – иномарка за 500 тыс. в договоре прописывается по цене 100 тыс.», — заключил сотрудник магазина.