Верховный суд России внес изменения в инструкции по медосвидетельствованию автомобилистов. По решению суда отныне врачи не могут признать водителя «опьяненным неустановленным веществом». Поводом для принятия такого решения стало гражданское дело автомобилиста Юрия Архипова, который оспорил законность 18-го и 21-го пункта (второй абзац) «Инструкции по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством».
В заявлении Архипова указано, что названные пункты инструкции позволяют при отрицательном результате лабораторных исследований все равно признавать гражданина пьяным благодаря формулировке «опьянение неустановленным веществом».
Это, по его мнению, «противоречит Конституции Российской Федерации, КоАП, а также нарушает презумпцию невиновности граждан и ограничивает право на защиту и представление доказательств в подтверждение своей невиновности».
Несмотря на то, что представитель Генпрокуратуры настаивал на отказе в удовлетворении иска, суд посчитал доводы Архипова убедительными и встал на его сторону. Присутствовавшие на заседании представители Минздрава сообщили, что уже подготовлен проект новой инструкции, которая учитывает эти изменения.
Врач-нарколог, кандидат медицинских наук Андрей Прокофьев убежден, что нововведение несет как положительные, так и отрицательные последствия. «Человек с гипертоническим кризом или высокой температурой может вызвать у гаишника подозрение на употребление спиртного, и в некоторых случаях это давало повод для вымогательства взятки, — говорит эксперт. – Безусловно, теперь коррупционная составляющая уменьшится».
По его словам, сейчас нет проблем с тем, чтобы определить любое опьянение человека, если речь касается частностей. Но когда речь идет о большом количестве водителей по всей стране, то государству дорого стоит обеспечить регионы всем необходимым оборудованием.
Для Москвы нововведение не принесет проблем. Но в регионах может возникнуть серьезная опасность, «когда водитель будет буквально вываливаться из машины», а местный доктор не сможет определить наркотик.
Гаишник же в этом случае вынужден будет отпустить опасного водителя на дорогу, уверен доктор.
На данный момент для того, чтобы определить вещество, опьянившее водителя, с помощью алкометра, берут пробу воздуха, выдыхаемого изо рта. Если она не подтверждает факт употребления спиртного, но признаки налицо, врачи делают анализ крови. Если у человека есть признаки опьянения наркотическими либо психотропными средствами, ему предлагают сдать урину. В случае несогласия автомобилиста с результатами биологический материал не выбрасывают, а направляют в вышестоящую больницу для повторного анализа, и позже эти данные используются в качестве доказательств в суде. В подавляющем большинстве случаев среди автомобилистов встречается употребление алкоголя, героина, гашиша и марихуаны. «В больших городах выявления этих веществ не представляет большого труда», — пояснил Прокофьев.
В ГИБДД России уверены, что исключение подобного пункта не скажется на работе инспекторов и не приведет к тому, что опьяненные неизвестным веществом водители смогут свободно ездить по дорогам.
«В статье 27.12 КоАП сказано, что при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, инспектор вправе отстранить его от управления автомобилем до устранения причины отстранения», — пояснил «Газете.Ru» заместитель главы ГИБДД России Владимир Кузин. Таким образом, по словам Кузина, даже если врачи не найдут причины опьянения, но человек на лицо неадекватен, у инспектора есть законные основания оградить других людей от потенциальной опасности в виде пьяной аварии.
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин убежден, что Минздрав с помощью новой инструкции найдет способ обойти изменения. «Скорей всего, они по-другому пропишут те пункты, что отменил суд, для того чтобы сохранить возможность получать коррупционные доходы, – говорит Травин. – И я боюсь, как бы в это раз не получилось так, что по новой инструкции можно будет «зарубить» трезвого водителя только потому, что у него покрасневшие глаза».