Первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что, чтобы достичь ценового преимущества для автомобилей, произведенных на территории России, в правительстве введут для импортируемых моделей более высокие ставки. «Мы будем поднимать пошлину для аналогичных автомобилей, но произведенных за рубежом, — передает слова вице-премьера РИА «Новости». — Будут введены необходимые корректировки в таможенно-тарифном урегулировании для того, чтобы те инвесторы, которые свои проекты осуществляют и производят автомобили, могли реализовывать продукцию на территории России». Как пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе Минфина, исполнением этой инициативы займется комиссия правительства. Обсуждать этот вопрос чиновники будут уже в эту пятницу.
Хотя модельный ряд автомобилей, которые производят на территории России, довольно ограничен, эксперты, близкие к обсуждению проекта, утверждают, что планируется «запретить» не только ввоз тех же моделей (например, импорт испанских Ford Focus или немецких Volkswagen Passat), но и их прямых конкурентов (в этом случае — Mazda 3 и Honda Accord).
«Под действие запретительных пошлин попадут практически все модели, производство которых не налажено внутри страны. Исключение могут составить разве что какие-нибудь модели Bentley или Jaguar», — пояснил исполнительный директор Объединения автопроизводителей России (ОАР) Игорь Коровкин.
Впрочем, как эта мера будет реализована на практике, покажет время. «Все будет зависеть от того, как именно будут определяться конкуренты для «российских моделей» — по цене, по размеру или по типу кузовов. Пока эти критерии не оформлены, точно что-либо говорить достаточно трудно», — сказал он.
Сейчас в России пошлина на ввоз новых автомобилей составляет 25%, что больше, чем в Европе, где эта цифра не превышает 15%. По мнению экспертов, правительство не станет увеличивать пошлины больше, чем на 10%.
«Для поддержки локальных производителей будет достаточно увеличить пошлины на 5–10% от существующих уровней», — считает аналитик ИК «ФИНАМ» Константин Романов.
Вопрос о корректировке пошлин стал актуален после того, как Россия перестала стремиться попасть в ВТО. Для того чтобы стать членом международной организации, Россия должна была снизить ввозные пошлины. Таково было одно из условий. Теперь же чиновники решили, что будут более активно помогать производителям внутри страны. «Именно так поступили в Индии, в Бразилии, в Китае. В этих странах, чтобы развивать собственное производство, раньше таможенные пошлины на импорт составляли от 60% до 80%. По мере того как собственная индустрия развивалась, пошлины снижались. Впрочем, и сейчас, к примеру, в Китае пошлины выше, чем в России – 35%. И это, кстати, не мешает Китаю состоять в ВТО», — заметил Коровкин.
Высокие пошлины на импорт могут вынудить импортные компании строить заводы в России. «Иностранные компании могут прийти к тому, чтобы строить полноценные заводы с объемами выпуска 200–300 тыс. машин ежегодно, а не как сейчас – 25–30 тыс.», — убежден Коровкин.
Автокомпании же убеждены, производство в России и так развивается достаточно быстро и без запретительных мер.
«Собственное производство внутри страны – важное конкурентное преимущество для любой автокомпании. Это дает возможность снижать цены на модели и экономнее для самого производителя, — заметил менеджер по связям с общественностью «Фольксваген Груп Рус» Андрей Гордасевич. — Оттого, что для импорта введут более высокие пошлины, число произведенных машин в стране резко не возрастет».
Впрочем, в случае принятия решения о повышении пошлин на заседании в пятницу новые ставки могут вступить в силу уже с 1 января следующего года. «Газета.Ru» будет следить за развитием событий.