Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Спасти рядового «Крайслера»

История Chrysler

Спасение Chrysler — целый спорт. Корпорацию уже однажды спасали, и небезуспешно. Сегодняшняя операция спасения члена «Большой тройки» занятно напоминает 1980 год. С той разницей, что на месте «доброго следователя» теперь республиканцы.

Последние годы корпорация Chrysler с незавидной регулярностью балансирует на грани падения в бездну. Нечто подобное происходило и в семидесятых. Правда, тогда экономический кризис развивался в темпе нудной мелодрамы. В 1973 г. ОПЕК взвинтила цены на нефть, а оргвыводы по части образа жизни большинство американцев стало делать ближе к концу десятилетия. Осознание кошмара пришло как-то внезапно, и граждане начали резко отказываться от родных американских автомобилей. Просторных, дорогих и весьма прожорливых. Первым в 1979 г. в ступор вошел Chrysler.

Все его безобразия материализовались в гигантскую финансовую дыру, которую нечем было закрыть.

Для спасения пригласили Ли Якокку, главу Ford motor, только что спущенного фордовским семейством с корпоративных высот. История оздоровительных мероприятий, проведенных Ли, эффектно описана в его бестселлере «Карьера менеджера». Что-то имело место, что-то он приукрасил, но суть проводимого сводилась к добыванию денег любыми средствами, чтобы выиграть время. Нужно было пережить черную полосу, чтобы развернуть достоинства Chrysler в новые модели и ребрендинг. Рецептов спасения было несколько. Для начала Ли избавился от высокооплачиваемых сотрудников, которыми были перегружены корпоративные коридоры (офисы Chrysler corp украшали примерно тридцать вице-президентов).

Потом он убедил сытых американских рабочих сесть на финансовую диету, в качестве примера назначив себе зарплату в один доллар (Ли вряд ли уточнял, что по выходе из пике он отобьет все жертвы миллионными премиями, а трудяги просто вернутся к зарплате). Следом с рук ушел стабильно прибыльный актив – «крайслеровское» танкостроение.

Однако этого было мало, и тогда всю жизнь голосовавший за республиканцев Якокка завилял хвостом у Белого дома, где тогда обитали демократы. Не в пример республиканцам, Демократическая партия тогда питала слабость к господдержке экономики. Правда, казалось, тогда у нее не получалось ничего путного – Америка сидела в глубокой стагнации. На самом деле все плохое уже случилось, и выход из стагнации был найден, но ни президент Джимми Картер, ни избиратели этого не знали –

все плоды подъема совсем скоро пожал Рональд Рейган.

Тезис Ли был прост: Chrysler corp — системообразующее предприятие, и если оно рухнет, пошатнется система.

Почувствовав в Белом Доме отблеск понимания, Якокка мобилизовал профсоюзы, итальянскую диаспору и «крайслеровских» дилеров. Их совместные концерты в вашингтонских коридорах почти убедили Белый дом и конгресс одолжить корпорации полмиллиарда долларов подъемных – тогда это были большие деньги. Но случилось неприятное: на выборах в ноябре 1980 года победили республиканцы, носившиеся с идеей монетаризма, свободы конкуренции и спасением утопающих руками последних. Chrysler corp спасло чудо. Уже после выборов, за две недели до истечения срока полномочий уходящий президент Картер, вопреки всяким приличиям, сумел ассигновать корпорации искомую сумму. Республиканцы были в ярости, но, придя к власти, брезгливо оставили фирме полученную подачку.

Возможно, они полагали, что Chrysler все равно издохнет, но случилось иначе.

Якокка расшил платежи, а вскоре в страну вернулся экономический рост, и спустя всего три года все деньги были возвращены в казну. Триумф Ли был особенно зрим на фоне трясины, в которой сидели General Motors и Ford, – Chrysler раньше вошел в пике, раньше начал дергать за рукоятки управления и потом раньше из пике вышел. Тем более что запас инноваций, да и просто полезных наработок был велик: достаточно сказать, что Chrysler первым возродил кабриолеты, от которых американцы уже отвыкли.

Потом было много хорошего, включая Jeep Cherokee, но к концу прошлого века все опять покатилось вниз. В наивно-алчные 90-е на загибающийся Chrysler польстился Daimler-Benz. Перед модным поветрием «глобализации» не устояли даже тертые специалисты из Штутгарта, однако идеям трансконтинентального суперальянса не суждено было сбыться. Два года назад Daimler вытряхнул Chrysler из своих объятий с безжалостностью бизнес-леди, разводящейся с пьющим супругом. Тогда корпорацию сбыли американской группе Cerberus за позорную цифру в $8 млрд. Эта загадочная инвестиционная группировка (Cerberus) сложилась из неясных людей с вполне ясным приглашенным председателем – бывшим министром финансов в администрации Джорджа Буша-младшего Джоном Сноу.

Cerberus была создан в 1992 году Стивеном Файнбергом и тогда обладала всего 10 млн долларов, а самому основателю тогда было около тридцати. Зато к 2007 под ее управлением оказались активы на сумму от 16 до $30 млрд, по разным данным, при этом сам Файнберг – по-прежнему персона-загадка, о частной жизни которого известно немного. Ещё до Chrysler инвестфонд приобрёл половину в прибыльном финансовом отделении General motors — GMAC, и было законно ожидать, что с приобретением Chrysler были связаны какие-то наполеоновские планы по извлечению прибыли. Тем более что кроме неприятных социальных и налоговых обязательств Chrysler с его «доджами» и «джипами» держал весомую часть американского рынка, и этого было не отнять. Что осталось сегодня и от активов Chrysler, и от активов Cerberus после всех перетрясок осени, совсем не ясно.

Точно можно сказать одно: в узле Cerberus – GM – Chrysler в течение лета рассматривались варианты слияния, которые упирались в поддержку государства. И, похоже, резвость, с каковой автопрому США были гарантированы 25 млрд долларов, была связана именно с присутствием в этой отрасли близких республиканцам людей. Пока происходящее в Chrysler сильно напоминает 1980 год: увольнение нескольких тысяч управленцев, массированная поддержка государства... С той разницей, что в роли поборников государственной поддержки отраслей выступает прежде презиравшая таковую республиканская администрация. И очень может быть, что одним из последних жестов уходящей администрации Буша станут те $10 млрд гарантий, которые просит GM для покупки Chrysler.

Новости и материалы
Маск призвал США сократить расходы, чтобы спастись от банкротства
Россиянам запретили пользоваться ранее работавшим в IOS 18.2 ChatGPT
Оппозиция в Молдавии опротестует результаты выборов
Стал известен клуб, в который должен был перейти Дзюба вместо «Акрона»
В Узбекистане осудили мужчину за участие в СВО
В сети не узнали повзрослевшую дочь Ольги Шелест: «Невероятная»
Девятимесячная девочка получила ожоги из-за упавшего чайника с кипятком
Россиянам объяснили, какой двигатель самый надежный
Стало известно, какие продукты чаще всего заказывают в Москве и Петербурге
В России попросили ограничить распродажи на маркетплейсах
В подполье заявили об иностранцах среди украинских военкомов
«Остается любовь к Богу»: Гарик Burito назвал секрет счастливого брака
Uniper выплатила Германии компенсации в рамках претензий к «Газпрому»
Маск рассказал о последствиях победы Харрис на выборах в США для всего мира
Отбор газа из европейских подземных хранилищ существенно превысил закачку
Одна из крупнейших нефтяных компаний мира начала резко терять прибыль
Правительство РФ не поддержало получение российского гражданства за границей
Егор Крид обратился к хейтерам
Все новости