Руководитель Росавтодора Олег Белозеров объявил на заседании международного форума «Дороги России XXI века» о скором строительстве «современной скоростной автомобильной дороги по направлению международного транспортного коридора «Север-Юг» от Петербурга до Новороссийска и Сочи».
На первой стадии строительства, по словам Белозерова, будет сооружена новая трасса — от Петербурга до Москвы. Вторым этапом станет масштабная реконструкция федеральной дороги Москва-Новороссийск («Дон»). На этот проект, именованный «олимпийской трассой», из федерального бюджета выделяется 60 миллиардов рублей. Финальным этапом должно стать строительство магистрали от Новороссийска до будущей столицы зимних Олимпийских игр в 2014 году в Сочи.
Общая протяженность системы трасс составит около 1900 километров. Срок реализации, согласно федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России», ограничен 2015 годом.
Подробности проекта пока не разглашаются, поэтому с уверенностью можно говорить лишь о том, что участок новой дороги между двумя столицами будет платным.
Коммерческая трасса Петербург – Москва станет дублером действующей федеральной трассы М-10 – «Россия» (отечественное законодательство позволяет строить коммерческие пути только в качестве альтернативы уже существующим, но не как единственную трассу). Эта дорога будет первой платной в России, по расчетам специалистов министерства транспорта РФ скорость передвижения по ней составит 150 километров в час. Проект будет реализован на условиях государственно-частного партнерства до 2011 — 2013 года.
Глава института проблем транспорта Российской академии наук Олег Белый полагает, что платные дороги – вполне логичный для государства выход из ситуации.
«Когда фактическим владельцем обычной дороги выступает Министерство транспорта, она, как правило, пребывает не в лучшем состоянии. Поэтому государству легче построить за чужие – то есть инвесторские – деньги альтернативную трассу, которая будет содержаться в нормальном состоянии. Люди психологически пока не привыкли к тому, чтобы платить за проезд, но с учетом того, что у нас сейчас на тысячу человек приходится 300 машин, и заторы слишком велики, ради экономии времени многие согласятся на такой вариант», – пояснил Белый корреспонденту «Газеты.Ru».
По мнению главы института проблем транспорта РАН, особой популярностью у петербуржцев будет пользоваться участок трассы до Москвы – сюда ринутся бизнесмены на личных авто и грузовой транспорт.
Появление новой дороги поможет разгрузить выезд из города.
Направление на юг может привлечь, скорее, туристов. «После проведения Олимпиады в Сочи останутся новые туристические базы, рекреационные объекты, оборудованные, кстати, современными автостоянками. Так что перспектива поехать отдыхать в Сочи на своей машине станет более привлекательной», – говорит Олег Белый.
Председатель транспортной комиссии Законодательного собрания Петербурга Игорь Риммер полагает, что с учетом роста оборота Большого морского порта в Петербурге и Усть-Лужского – в Ленинградской области, потребность в новой транзитной трассе для грузового транспорта неминуемо увеличится, и она сможет принять на себя поток перевозчиков.