Не так уж много фильмов, где автомобиль возводился бы в последнее средство, способное изменить жизнь. Симпатичному кабриолету Fiat-850 Spider в этом смысле повезло: в 1972 году он стал настоящим героем психологической драмы с участием примы итальянского кино Анны Маньяни «Автомобиль».
Начало семидесятых. Сытая динамичная Италия поголовно обзаводится автомобилями. Характерные скандалы с обильной жестикуляцией и непереводимой игрой бранных слов переходят из закоулков на автострады. Дороги превращаются в сплошные пробки из уморительных карапузов всех систем, включая итальянские «остины», итальянские «мини» и, конечно же, итальянские «фиаты»-600. Юркие, функциональные, доступные и такие банальные — они устраивают всех. То ли дело обедневшая графиня. В свои сорок пять или около того она смотрит на автомобиль почти как на любовника, способного изменить жизнь. С ним можно съездить на пикник, объехать Средиземноморье, любя вымыть губкой и все такое. Она впервые садится за руль. С другом детства ночами учится водить. Ее выбор — симпатичный желтый кабриолет Fiat-850 Spider. С томными фарами, со стелящимся кузовом, с массой хорошо прописанных дизайнером мелочей. И неудивительно: дизайн делали Bertone.
На самом деле в основе спайдера лежал не новый и далеко не симпатичный автомобильчик Fiat-850, выпускавшийся в разных вариациях от мини-вэна до купе. Пухловатый и глазастый, как и большинство народных автомобилей тех лет. Будучи развитием горбатого «фиат-600» он имел заднемоторную схему и движок около 850 кубиков мощностью в л.с.
Модель выпускалась с начала 60-х гг., но на спайдер FIAT решился поздно — только в 1968 году.
Причина была в общем увлечении кабриолетами в Европе, а также в появлении большого числа романтиков среди небогатых покупателей. Тем более, что число женщин среди этих самых покупателей росло и росло. Дизайн кабриолета явно был вдохновлен дизайном Alfa-Romeo Duetto от Pininfarina, чей феноменальный успех в Турине не могли не заметить. Правда, более поздний, да и более компактный 850 был не в пример Duetto решительно обрезан с хвоста.
Вообще-то FIAT регулярно делал кабриолеты и спайдеры из своих экономичных автомобилей, привлекая для этого кузовных маэстро: так было с Fiat-600, из которого был сделана Bianchina от Autobianchi, так было с Fiat-124, для дизайна которого пригласили Pinifarina. Кузовщики иногда придавали изящной версии «фиата» сходство с каким-нибудь своим хитом. Так, тот же Fiat-124 Spider черпал у Ferrari 275 GTS.
Конечно, ничего особо спортивного в Fiat-850 Spider не было — разгонялся спайдер всего до 145 км\ч, но настоящим лихачам это не мешало.
История графини закончилась печально: дама так расслабилась от счастливой покупки, что сжалилась и решила подвезти мачо-отморозка, да ещё рискнула пустить его за руль... Хорошо, все остались живы, но покореженную мечту рассерженная пробкой толпа скинула на обочину.
Особенно символично эта драма выглядела благодаря участию Анны Маньяни. Как раз в те годы великое итальянское кино тихо скатывалось к довольно банальным фильмам на потребу толпе. В этом смысле Анна Маньяни, прислонившаяся к возвышенным мечтам и чувствам, отброшенным на обочину, была очень к месту.
А вот как раз у итальянских кабриолетов в это время все складывалось совсем неплохо, и они расходились по миру довольно весело. Fiat-850 Spider остался симпатичным примером того, как мало, по сути, нужно для женского счастья. Кстати, он смотрится стильно и сегодня, когда по возрасту уже стал ретро, а стоит немного.