Татьяна Осипова, пострадавшая в аварии, в которой погиб известный радиожурналист Геннадий Бачинский, намерена взыскать 500 тыс. рублей с российского представительства компании Volkswagen. Поскольку следствие, проведенное УВД Тверской области, после 5-ти экспертиз признало Бачинского виновным, Татьяна Осипова считает, что в связи с гибелью самого виновника аварии оплатить ее нетрудоспособность должен собственник машины Бачинского – Volkswagen Group Rus.
Компания предоставила ведущему свою машину Volkswagen Golf в рекламных целях, и он управлял ею по доверенности в обмен на то, что в эфире рассказывал об особенностях эксплуатации этой машины.
«В 2006 году к нам обратилась PR-менеджер Volkswagen Group Rus Татьяна Халявская с предложением заключить контракт по раскрутке модели Golf. Тогда у этой машины были не очень хорошие продажи. По проекту мы получали по машине разного цвета, и с некой периодичностью должны были рассказывать о ней в эфире, — рассказал «Газете.Ru» Сергей Стиллавин. — Права тогда были только у меня, а Гена решил научиться водить машину для этого проекта. Татьяна даже участвовала в выборе инструктора по экстремальному вождению для него и в обучении, но Гена все равно водил довольно опасно».
12 января в Тверской области радиоведущий врезался на встречной полосе в микроавтобус. В результате ДТП кроме Бачинского скончалась пассажирка микроавтобуса, мать двоих детей Юлия Меркулова. Водитель микроавтобуса Андрей Вихарев и пассажирка Татьяна Осипова получили серьезные травмы. Сейчас Вихарев оправился от травм и преступил к работе, Осипова же до сих пор не восстановилась после аварии и признана инвалидом.
Сразу после аварии близкий друг и коллега Бачинского Сергей Стиллавин организовал фонд по сбору средств для родственников Бачинского, а также пострадавших в аварии по его вине. Однако, по признаниям Осиповой, до нее дошла небольшая сумма денег. «Тех денег, что нам перечислили из фонда Сергея Стиллавина, едва хватило на лечение, — рассказала Татьяна Осипова. — Я еле хожу, работать не могу. Бачинский погиб, какой теперь спрос. Но ведь источник повышенной опасности – машина, значит, отвечать должны ее владельцы», — передает слова потерпевшей РИА «Новости». После консультаций с юристом Татьяна Осипова решила подать иск на Volkswagen на 500 тысяч рублей. Пожилая мать погибшей Юлии Меркуловой Вера Бундина, оставшись с двумя малолетними внуками, также решила подать судебный иск на 500 тыс. рублей на Volkswagen.
В компании Volkswagen Group Rus пока еще не готовы комментировать претензию пострадавших женщин. «Пока я не могу об этом говорить, ответ, возможно, последует после того, как мы убедимся, что действительно такая претензия существует», — пояснил «Газете.Ru» Андрей Гордасевич.
Юристы уверены, что у пострадавших мало шансов добиться от компании компенсации.
«Если Бачинский признан виновным в аварии, то компания Volkswagen не несет ответственность за то, что произошло ДТП по вине водителя, законно допущенного по доверенности к управлению автомобилем», — говорит автомобильный адвокат Сергей Радько. По его мнению, в этом деле пострадавшие неправильно определили ответчика. «Прежде всего, они должны обратиться за возмещением по страховке ОСАГО», — рассказывает Радько. Сейчас по договору автогражданки в случае гибели кормильца выплачивается 135 тыс. рублей и не более 25 тыс. рублей на возмещение расходов на погребение, а людям выжившим, но получившим травмы в ДТП, – не более 160 тыс. рублей каждому.
«Далее, когда размер иска пострадавших превышает покрытие страховки, логично претензию адресовать наследникам Бачинского», — говорит Радько. По его словам, в подобных ситуациях вся материальная ответственность ложится на них, и может быть удовлетворена, если сумма иска не превышает стоимости принятого наследства. «Однако это довольно сложно — пострадавшим придется самостоятельно доказывать, что именно эти ценности родственники приняли в наследство, потому что чаще всего последние в этом не признаются», — заметил адвокат.
Кроме того, эксперты уверены, что пострадавшим не получится обвинить Volkswagen в том, что конструктивная особенность Golf могла стать причиной тяжелых последствий.
«При воздействии на вашу машину нет принципиально большой разницы, с каким легковым автомобилем происходит лобовое столкновение. Это почти всегда тяжелые аварии – скорость двух машин плюсуется, а сила удара распределяется на каждую машину, — говорит руководитель школы контраварийной подготовки водителей «Мастер Класс» Алексе Колонтай. – По европейским нормам автопроизводители гарантируют жизнь водителю лишь в аварии, которая произошла на скорости до 64 км/ч». По словам Колонтая, гораздо важнее пассивная безопасность внутри автомобиля. «Отечественные и китайские машины меньше всего соответствуют этому критерию», — заключил эксперт.