Зачастую автомобилисты страхуют свои машины по договору «Автокаско», не подозревая, что не всегда страховщики согласятся выплатить деньги за поврежденный автомобиль. Это в полной мере испытала на себе Ольга Беляева, ее Renault Logan попал под удар боевого снаряда во время учений.
В начале осени в Ленинградской области под Выборгом проходили общевойсковые учения 138-й гвардейской отдельной мотострелковой бригады. По ошибке постовой инспектор направил Ольгу в объезд военного полигона, как раз по той дороге, которая проходила вблизи зоны поражения. Женщина вместе с матерью-пенсионеркой ехала вдоль границ полигона и как раз в это время один из снарядов системы залпового огня «Град» отклонился и ударил в землю в непосредственной близи от машины, передает НТВ. Осколки снаряда пробили стекла и двери иномарки. Женщины чудом остались живы.
Изрешеченный осколками автомобиль стал непригоден для использования, и Беляева обратилась за возмещением по «каско» в свою страховую компанию.
Там ей заявили, что такие действия военных не считаются страховым случаем, после которого у страховщика появляется обязанность оплатить ремонт. «Юридической разницы нет, где был поврежден автомобиль — на войне или на учениях, — объяснили в страховой. — Понятно, что если начнутся какие-либо военные действия, не дай Бог, то страховые компании могут сразу ставить на себе крест, потому что выплата будет вестись по всем транспортным средствам, уничтоженным в ходе военных действий». Правда, из-за отказа страховщиков военные пообещали самостоятельно оплатить ремонт Logan.
Мнения страховщиков по поводу выплаты в таком случае неоднородны. В страховой компании РОСНО «Газете.Ru» пояснили, что каждый отдельный случай зависит от страховщика. «Если говорить о полисе «каско», то в большинстве страховых компаний ущерб, причиненный автомобилю взрывным устройством, подлежит возмещению», — говорит Дмитрий Кузнецов, начальник отдела Департамента страхования автотранспорта РОСНО. По словам эксперта, нельзя получить деньги в основном в таких ситуациях, когда водитель не принял разумные меры по минимизации возможных убытков: водил автомобиль в нетрезвом виде, уехал с места ДТП, перевозил грузы больше разрешенной массы, использовал машину в учебно-спортивных целях, допустил за руль лицо, не указанное в полисе, либо нарушил иные условия, оговоренные в договоре.
Если же компания отказывается оплачивать расходы на ремонт, то автомобилист, уверенный в своей правоте, может обратиться в «Росстрахнадзор».
«Это ведомство контролирует работу страховых организаций и решает возникающие гражданские споры», — рассказала «Газете.Ru» Диана Сорк, член правления Международной конфедерации обществ потребителей. Если же и в надзорной инстанции посчитают, что компания не нарушила страхового законодательства или случай невыплаты был напрямую оговорен в договоре страхования, то потребителю следует обратиться к непосредственному виновнику. «В данном случае – это Министерство обороны. Если и там откажут, нужно направить дело в суд, тогда выплату произведут из государственного бюджета», — заключила Сорк.