Количество угонов в Москве сокращается, несмотря на рост автопарка. С начала года в столице были украдены более 8 тыс. автомобилей, а это меньше, чем в прошлом году, на 444 машины, об этом на конференции по угонам рассказал начальник 7-го отдела ГУВД Москвы Алексей Шабола. Что касается раскрываемости преступлений, то за это же время милиционерам удалось найти около 2 тыс. машин, похищенных ранее, и еще 150 человек были задержаны по подозрению в автомобильных кражах.
Однако, по признанию самих силовиков, чтобы обезопасить машину, ее нужно застраховать по «Каско» и установить спутниковую сигнализацию. Цена на них колеблется от 10 тыс. до 2,5 млн рублей.
«В среднем 95% угнанных машин возвращаются, если на них установлены спутниковые системы, — пояснил на конференции Сергей Фокин, представитель компании «Цезарь-Сателит». — Эти системы работают весьма эффективно, если воры не знают о точном расположении «жучка» в автомобиле». В противном случае бандитам не составляет особого труда удалить противоугонное устройство. «Этим можно объяснить резкий всплеск угонов дорогих внедорожников Porsche Cayenne. Компания Porsche для Европы включила спутниковую «противоугонку» в комплектацию автомобиля, у нее есть штатное место, преступнику достаточно прочитать инструкцию внедорожника, и он сможет ее обезвредить», — рассказал Фокин.
Впрочем, больше всего в стране угоняют машины, на которые владельцы из экономии не станут ставить дорогостоящие сигнализации.
Вазовские модели по-прежнему являются самыми популярными у воров. Около 25% от всего числа угонов — «Жигули» «десятого семейства». Японская марка Toyota (12%) значится второй в рейтинге рисковых моделей. «Бронзу» делят Mazda и Volkswagen — по 10%. Следующими идут марки Lexus, Mitsubishi и Honda — по 7% и Audi и Mercedes — по 5%. Причем больше всего машины крадут в Москве — каждый пятый автомобиль, угнанный в России, «уводят» из столицы.
Победить автомобильных воров, по мнению председателя комитета по безопасности Госдумы Владимира Васильева, можно с помощью тотальных облав и работы с хулиганами. «В 2003 году в Твери в результате целенаправленных акций мы за короткий срок ликвидировали 20 банд. Статистика по раскрываемости дел по автоугонам поднялась с 4 до 40%», — рассказал Васильев. Правда, с тех пор, видимо, так пристрастно проблемой угонов в стране никто не занимался. Другим способом борьбы с автомобильными кражами, по мнению Васильева, могла бы стать работа с потенциальными ворами. «Среди угонщиков в основном молодые люди. С рецидивистами нужно разбираться, а с теми, кто хочет заработать таким способом только потому, что нет другого источника, нужно проводить профилактическую работу», — пояснил депутат.
Однако правозащитники считают, что милиция и чиновники переносят ответственность за сохранность машин на автомобилистов.
«Правоохранители предлагают нам тратить деньги на коммерсантов вместо того, чтобы выполнять свою работу, — считает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — При этом мы как налогоплательщики оплачиваем государству содержание МВД».
Простым решением проблемы угонов, по мнению Травина, могла бы стать технология «трех информационных баз» — регистрационной ГИБДД, «VIN-ов» автозавода производителя и базы по угнанным машинам. «Когда воры привезут на регистрацию в ГИБДД машину с перебитыми номерами, сравнение с заводской базой или с базой по угонам выявит «конфликт» — машина с завода не выходила, или ее угнали, — говорит Травин. — Однако гаишники создавать такую систему не хотят».