На большинстве крупнейших рынков мира автомобильные продажи были очень слабыми с самого начала года. В конце лета российский авторынок отчасти присоединился к международной тенденции. Автопроизводители опубликовали статистику продаж новых иномарок в России за первые восемь месяцев 2008 года. Всего с января по август россияне приобрели почти 1,5 млн машин, из них более 175 тыс. россияне купили в последний летний месяц, сообщается в отчете комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Конец лета – традиционное время, когда жизнь в автосалонах замирает, так как люди в это время предпочитают тратиться на отпуска, а не на покупку автомобиля. Однако затишье, наблюдавшееся в последний месяц этого лета, может вызвать серьезную тревогу у отечественных автодилеров.
Прирост отечественного авторынка по сравнению с августом прошлого года оказался в 2,5 раза меньше – всего 23%. Такого низкого показателя отечественный авторынок не помнит уже много лет.
Почти четверть производителей не смогли дотянуть до прошлогодних показателей. В их числе оказался даже лидер отечественного рынка иномарок – Chevrolet. Кроме того, в этот список попали такие крупные бренды, как Mitsubishi, Renault, Kia, Volvo, Mercedes-Benz, Alfa Romeo и Porsche.
В августе снизились даже продажи бюджетного французского бестселлера Renault Logan. Автомобиль уже много лет является одним из самых покупаемых в России. Успех «француза» даже подтолкнул «Автофрамос» (завод Renault в Москве) к тому, чтобы начиная со следующего года удвоить выпуск до 160 тыс. машин в год. Завод привлечет к работе 1000 новых рабочих, а также запустит автомобиль на аналогичной Lоgan платформе – хэтчбек Renault Sandero. Кроме того, упал спрос на такие прежде востребованные модели, как Daewoo Matiz, Kia Spectra, Chevrolet Niva и Lanos.
Более или менее удачным август стал лишь для некоторых моделей. Так, успешно проводил лето корейский Hyundai. На фоне низких продаж конкурентов недорогие седаны Accent таганрогской сборки продавались лучше, чем какая-либо другая иномарка. Всего за месяц производитель реализовал 7,6 тыс. этих автомобилей. На втором месте по популярности оказался еще один азиат – Toyota Corolla (6,8 тыс.). Бронзу забрал Chevrolet Lacetti, в начале года находившийся в лидерах продаж в России. Ford Focus, который по итогам продаж за восемь месяцев занимает первое место, в рейтинге августа занял только четвертую строчку. А замыкает августовскую пятерку еще один корейский седан – Daewoo Nexia. Кроме того, успешно наращивали продажи Skoda Octavia, Chevrolet Aveo, Nissan Qashqai, Honda Civic и CR-V.
Негативную динамику на отечественном авторынке эксперты объясняют совокупностью экономических и политических факторов.
«Экономическая ситуация в августе была не самой благоприятной в России: курс доллара рос, а фондовые рынки падали. Кроме того, ряд событий в политике не внушал людям уверенности в завтрашнем дне. Это создавало негативный психологический фон у покупателей, которые могли решить в такой ситуации отложить покупку машины на некоторое время», — прокомментировал продажи в августе директор ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Дмитрий Гулин. Специалист также отметил, что на продажи влияли и тенденции, которые заявили о себе уже достаточно давно. «Постепенно российский рынок приходит к своему нормальному состоянию, когда не покупатель гоняется за продавцом, а наоборот. Кроме того, достаточно важное влияние на спрос оказывает поведение банков, постепенно ужесточающих условия по автокредитам», — заметил Гулин.