В ближайшее время в Швейцарии пройдет всенародный референдум, который определит, нужны ли маленькой европейской стране большие внедорожники, кроссоверы и спорткары. Швейцарское крыло международной экологической организации Young Green утверждает, что такие модели автомобилей приносят сильный вред природе альпийского государства, кроме того, они выбрасывают намного больше углекислого газа в атмосферу, чем малолитражки, и тем самым способствую глобальному потеплению.
В поддержку своих тезисов Young Green провела кампанию по сбору подписей. Представители организации опросили граждан разного возраста по всем кантонам государства. По законам Швейцарии для проведения референдума нужно не менее 100 тыс. подписей, активистам Young Green удалось их собрать более 150 тыс.
«Я не буду молчать». «Больше места для велосипедистов». «10 литров на 100 километров – этого достаточно». Под такими лозунгами пропагандировали свою акцию экологи.
«Это очень неожиданно и очень приятно, что столько граждан нас поддержало и задумалось об этой проблеме, — передает издание Swissinfo слова одного из руководителей Young Green Бастиана Гирода. – Внедорожники и спорткары – это то, от чего мы можем безболезненно отказаться». Гирод уверен, что у кампании против «прожорливых» автомобилей хорошие шансы. Несмотря на то что возраст членов Young Green по уставу организации не превышает 29 лет, в Европе и США она считается весьма серьезной правозащитной организацией, к которой прислушиваются правительственные чиновники.
Если референдум подтвердит позицию «зеленой» организации, правительство Швейцарии должно будет выработать специальные экологические стандарты, запрещающие эксплуатацию автомобилей с большим выбросом СО2. Впрочем, Гирод уверен, что могут возникнуть проблемы с теми, кто вообще не может обходиться без внедорожников в повседневной жизни. Как правило, это фермеры, лесозаготовители и люди, живущие в горной местности. «Вообще, это не означает, что внедорожники должны полностью исчезнуть, просто экологические требования к ним должны стать на прядок жестче», — заявил он.
В тоже время швейцарские автодилеры упрекают «зеленых» за то, что охота на спорткары и внедорожники в первую очередь ударит по гражданам, не имеющим их.
«У семейных минивэнов, больших седанов и многих других видов автомобилей уровень СО2 не меньше, чем у SUV», — заявил глава Ассоциации автомобильных импортеров Швейцарии Андреас Бергнер. Он также отметил, что процент покупки внедорожников и спорткаров в стране не очень высокий.
Для Европы желание оградить граждан от выхлопов мощных автомобилей не является новым явлением. В июле этого года суд Лондона запретил мэрии города увеличивать плату за проезд спорткаров и внедорожников в центр столицы Англии. Бывший мэр Кен Ливингстон хотел ввести 25-фунтовый тариф для мощных машин. Именно повышенный выброс углекислого газа в атмосферу города стал главным аргументом мэрского проекта. Однако планы Ливингстона не сбылись, на защиту автомобилистов встала компания Porsche, которая решила таким образом поддержать своих клиентов. Кроме того, против проекта мэра высказались представители Партии консерваторов и муниципалитет самого богатого лондонского района Кенсингтон и Челси. В итоге суд запретил вводить плату и обязал мэрию возместить Porsche судебные издержки. Для Ливингстона скандальная тяжба с Porsche обернулась проигрышем на очередных выборах в градоначальники.