В Великобритании каждую минуту поступает в казну государства по 200 фунтов от граждан, нарушивших правила дорожного движения перед объективом видеокамеры. Такие данные привели представители правительства Англии. В их докладе также сообщается, что только за 2006 год в бюджет поступило 106,4 млн фунтов стерлингов (4,9 млрд рублей). В 2007 году, несмотря на небольшое снижение, поступления остались такими же высокими – 104,4 млн фунтов стерлингов (4,8 млрд рублей). В то же время, в 1997 году, когда камеры еще не были так распространены, годовые сборы штрафов не превышали 28,5 млн фунтов.
Британские СМИ увязывают резкий рост сборов штрафов с приходом к власти партии лейбористов и нового премьер-министра, которые инициировали резкое увеличение количества камер.
Это дало повод консерваторам обвинять соперников в использовании водителей в качестве «дойных коров». Журналисты Telegraph критикуют власти за то, что те устанавливают камеры на автобанах, чтобы собрать максимальные штрафы, а не возле пешеходных переходов, чтобы предотвратить аварии.
Сторонники умножения видеоконтроля парируют тем, что в Англии, давшей миру такие автомобили, как Jaguar, Lotus и Aston Martin, превышение скорости, в том числе в нетрезвом виде – это одна из наиболее частых причин тяжелых аварий с летальным исходом и серьезными травмами. После введения видеонаблюдения на дорогах Туманного Альбиона, по разным оценкам, аварийность на контролируемых участках снизилась на 35–70%. Тем не менее сам факт установки камер, по опросам общественного мнения, у англичан все еще вызывает недоверие. Многие автомобилисты уверены, что чиновники используют камеры лишь для того, чтобы пополнять казну.
Изначально введение камер в Англии, как и в России, было возложено на местные территориальные образования (графства, области и округа). Соответственно, и деньги также поступали в местные бюджеты. Но в 2007 году ситуация изменилась – правительство создало общий штрафной фонд, а территориальные субъекты получили только определенный лимит отчислений, который они по своему усмотрению могут тратить на дороги, а также на введение новых и обслуживание действующих камер.
Отчасти причиной такой внезапной рачительности правительства могли послужить колоссальные сборы штрафов с одной камеры – до 350 тыс. фунтов в год.
Открывшаяся финансовая перспектива также изменила и правила установки видеодатчиков. Если раньше обязательным условием для появления камеры являлось – 4 или более смерти или тяжелые травмы на определенном участке за три года, то теперь правила расширены просто широким списком различных ДТП, которые произошли на отрезке дороги за 5 лет.
Такая тенденция к увеличению собираемости штрафов за счет видеонаблюдения развивается по всему миру. В столице Южной Австралии, Аделаиде по итогам 2005 года только 3 больших городских магистрали принесли 2,5 млн австралийских долларов штрафов за превышение 50-ти километрового порога скорости. В другой части континента в Куинсленде предприимчивая глава полиции Джуди Спенс за счет увеличения «видеоточек» на перекрестках заработала для бюджета 77 млн австралийских долларов в 2007 году. В среднем одна камера приносила по 1 млн.
«Мы так и будем собирать большое количество денег, если водители продолжат нарушать правила», — честно призналась местным журналистам Спенс.
В нашей стране милиционеры пока не говорят о доходах от камер и предпочитают акцентировать внимание на их первоначальной функции. «В нашей стране не следует рассматривать установку камер как попытку заработать деньги на автомобилистах, — пояснил «Газете.Ru» замначальника ГАИ Росси Виктор Кузин. – Прежде всего, это делается для того, чтобы снизить большое количество правонарушений». Он также отметил, что все сборы от штрафов будут поступать в местные региональные бюджеты.
Точную сумму, которую ожидается получить от работы камер, назвать в ГАИ пока затрудняются. «Предварительно ее можно посчитать, только сложив все штрафы в выписанных квитанциях», — рассказал Виктор Кузин. Однако сейчас никто этим не занимался, тем более что, очевидно, не все граждане сразу начнут оплачивать поступившие штрафные квитанции.