В 2009 году в Санкт-Петербурге заработает Центр управления дорожным движением (ЦУДД). Об этом на днях сообщил глава Дирекции по организации дорожного движения Петербурга Андрей Корчагин. По его словам, место для него уже выбрали – Хрустальная улица, 22. Пока здесь находится автобусный парк ГУП «Пассажиравтотранс» и офисы ООО «ПитерАвто» (компания ведает сетью маршруток). Кто будет заниматься оснащением нового предприятия, еще не решено – компанию выберут в следующем месяце. В проект будет инвестировано не менее 200 млн рублей. Однако, отмечают эксперты, основные средства должны быть затрачены не на оборудование офиса, а на установку спецприборов на улицах города. Сейчас они уже используются в пилотном режиме, но только в одном районе Петербурга – Петроградском.
Предполагается, что в ЦУДД станет стекаться информация о ситуации на перекрестках, сигналах светофоров и степени загруженности дорог в городе.
Для начала под управлением системы будут 230 светофоров, а затем уже и все остальные, всего около тысячи.
Кроме того, в оживленных местах появятся камеры и специальные датчики. Например, получив сообщение об аварии, ЦУДД перенаправит транспортный поток так, чтобы машины уезжали на соседние улицы и не увеличивали пробку. Соответственно, светофоры на соседнем перекрестке получат сигнал и начнут работать так, чтобы поток автомобилей не образовал нового затора.
В ЦУДД в обязательном порядке будут дежурить представители МЧС, «скорой помощи» или комитета по здравоохранению города. Они понадобятся на случай чрезвычайных ситуаций, если в городе потребуется срочно организовать движение пожарных машин или реанимобилей. А вот о представителях ФСО и других структур, обеспечивающих беспрепятственный проезд по городу VIP-ов, ничего не говорится.
Между тем, опрошенные «Газетой.Ru» эксперты скептически оценивают влияние будущего центра на дорожную ситуацию.
Расходы на оснащение видеокамерами велики, но еще больше потребует центр слежения – с посменно работающими операторами, которые будут целыми днями следить за потоками и пытаться как-то их разрулить. Места оживленного трафика и так знает каждый автолюбитель, а стихийные пробки возникают из-за ДТП, которые требуют долгого оформления.
«В Европе, – отмечают представители транспортных институтов, – за движением следят сами светофоры, без участия транспортной мысли. На перекрестке установлено около 30 датчиков, которые меряют длину пробки и даже скорость проезжающих мимо машин. Этого достаточно, чтобы подать сигнал главному светофору на перекрестке, а тот сам решит, на сколько секунд включать красный свет, на сколько – зеленый. В городе уже действуют 30 таких светофоров, и они приносят больше пользы, чем сотня диспетчеров перед мониторами. Если удастся внедрить систему адаптивных светофоров, то есть способных общаться друг с другом, то умная техника сможет наладить движение во всем квартале». Сложнее будет научить водителей доверять ей, а также наладить поставку информации от датчика к водителю (дабы тот изменил курс и не ехал в пробку). Большие надежды возлагаются на навигаторы типа CityGuide.
Впрочем, вопрос создания единого электронного центра регулировки движения на дорогах Петербурга обсуждается не первый год. Губернатор Валентина Матвиенко даже упомянула перспективу появления такой схемы в своем последнем ежегодном послании Законодательному собранию города в апреле этого года. Ощутимых результатов, однако, пока что добиться так и не удалось.