Запорожский автозавод (ЗАЗ) завершает производство седанов ЗАЗ-1103 «Славута» и пикапов на базе этой модели ЗАЗ-110557. Их место займут корейские модели Lanos, сообщает информационно-аналитическая группа AUTO-Consulting. С уходом с конвейера этих автомобилей для завода окончен этап собственного производства.
По сути, украинское предприятие превратилось в недорогую сборочную площадку для бюджетных иномарок.
Отечественный «АвтоВАЗ», чьим иностранным партнером с этого года стал Renault, может со временем постигнуть похожая участь, считают эксперты авторынка.
В автопарке России на начало этого года из почти 30 млн автомобилей на долю автомобилей «ЗАЗ» приходилось примерно 906 тыс. (данные ГИБДД России). Однако большинство из них – ветхие машины, купленные еще лет 10 назад. По оценкам аналитика ИК «Финам» Юлии Голышевой, в прошлом году продажи моделей не превысили 2–2,5 тыс. По цене «ЗАЗы» близки к отечественной «Классике» — $6–7 тыс. При этом по ходовым качествам «украинки» даже немного обходили отечественные «пятерки» и «семерки». Но ломались они не меньше «Жигулей», а найти запчасти для них было сложнее.
Прекращение выпуска «Славуты» может сыграть на руку «АвтоВАЗу», считает директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. В результате «классические» модели остались на рынке вне конкуренции. В этот сегмент пытаются вклиниться китайские автопроизводители, но им мешают недостаточно развитый сервис и слабый имидж, не вызывающий доверия.
Именно на «Классику» сейчас приходится самая крупная доля продаж «АвтоВАЗа». Причем, по мнению экспертов, заменить эти модели более современными, но близкими по цене даже в партнерстве с крупным иностранным автопроизводителем тольяттинцам не удастся. Однако «Классика», так же как и украинские модели, скоро покинет основной конвейер «АвтоВАЗа», уступив место производству иномарок», — замечает аналитик Национального апгентства промышленной информации Татьяна Арабаджи. Как поясняет эксперт, скорее всего, «Классика» исчезнет не сразу, а для начала перекочует в Удмуртию, на «Иж-Авто». Здесь уже производятся вазовские «четверки». «Полностью снимать заднеприводные «Жигули» с производства просто нерентабельно, — считает она. – Причина в том, что их нечем заменить, а продажи «Классики» в регионах по-прежнему приносят прибыль.
Разработки бюджетных моделей, которые французы сейчас ведут совместно с «АвтоВАЗом», будут в ценовой нише нынешней «Калины» и «Приоры». Именно эти модели, скорее всего, пойдут «под нож», чтобы уступить место на конвейере русско-французским моделям».
«Нельзя исключать, что сокращение затронет и семейство LADA Samara», — соглашается Юлия Голышева. Меж тем в России замещение отечественным марок импортными будет происходить намного медленнее, поясняют специалисты. «Сценарий Украины в России вряд ли повторится в ближайшие годы. «АвтоВАЗ», по сути, контролируется государством, для которого сохранение национального автопрома дело принципа», — заключила Гладышева. Выпуск устаревших и неконкурентоспособных моделей будут объяснять спросом на них на менее обеспеченных региональных рынках, считает она.