Компания Porsche выиграла судебный иск против мэрии Лондона, которая собиралась поднять плату за въезд в центр британской столицы для мощных автомобилей с повышенным выбросом углекислого газа. Если бы новый закон вступил в силу, владельцы машин с выбросом СО2 свыше 260 граммов на километр пробега с осени этого года платили бы ежедневно по 25 фунтов (1158 руб.) на въезде в центр. В то же время, лондонцы на экологичных малолитражках, согласно закону, вовсе освобождались от платы, которая сейчас для всех автомобилей одинакова — 8 фунтов.
В первую очередь под удар попадали обладатели мощных внедорожников и спорткаров, по данным британских чиновников, это 33 тыс. автомобилистов, регулярно въезжающих в центр. Бывший градоначальник Лондона Кен Ливингстон оправдывал введение закона тем, что мощные машины, такие как Porsche и Land Rover, чрезмерно вредят экологии английской столицы.
«Porsche пытается навязать лондонцам ненужный им уровень загрязнения воздуха — это желание меньшинства автомобилистов, — объяснил решение представитель мэра. — Всем запрещается мусорить на улицах, так почему же лондонцы должны терпеть вредные выхлопы некоторых автомобилей?»
Тем не менее, нововведение вызвало негативный отклик горожан. На сторону противников закона встали представители партии Консерваторов и муниципалитет самого богатого лондонского района Кенсингтон и Челси. Критики закона в лондонских СМИ предупреждали, что технологически его введение обернется большими расходами для города. Нужно было бы разработать новую систему оплаты въезда в центр. К тому же, вред экологии был бы гораздо больше, если тысячи малолитражек, освобожденных от платы, хлынут в тесный центр. Аналитики автомобильного рынка прогнозировали искусственное смещение спроса в сторону небольших автомобилей.
Неизвестно, какое именно количество владельцев Porsche затрагивал новый налог, но немецкий производитель спорткаров решил первым оперативно вступиться за своих клиентов. Компания создала специальный интернет-сайт, на котором людям предложили проголосовать «за» или «против» нововведения. Большинство голосов было против инициативы чиновников. Позже адвокаты Porsche использовали эти результаты в качестве одного из аргументов в суде.
Общественное мнение сыграло решительную роль в споре автокомпании и правительства города — один из административных судов запретил введение закона и велел мэрии выплатить судебные издержки компании Porsche.
По разным оценкам, они составили около 400 тыс. фунтов. Впрочем, выплачивать деньги придется новому мэру Лондона Борису Джонсону. Скандал сыграл ему на руку, и на очередных выборах Джонсон опередил Кена Ливингстона.
«Я рад, что мы смогли отменить 25-фунтовый сбор, который более всего ударил бы по семьям и малому бизнесу», — передает слова Джонсона РИА «Новости».
В то же время, в Москве друг экс-мэра Лондона, столичный градоначальник Юрий Лужков озабочен схожим желанием, считает лидер общественного движения «Свобода Выбора» Вячеслав Лысаков. «У Лужкова давняя мечта пересадить москвичей на малолитражки. Очередной шаг к этому был сделан на прошлой неделе, когда были утверждены повышенные налоговые ставки для мощных машин. Но надеяться, что кто-то сможет оспорить новые тарифы в суде, не приходится», — говорит правозащитник. Лысаков уверен, что в России автопроизводители и автодилеры просто не готовы отстаивать права своих клиентов. «Все прекрасно понимают, где они находятся, и чем им обернется такое противостояние», — заключил он.