К лету 2009 года необходимо поднять базовый тариф обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). С таким заявлением выступил руководитель Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев. Чиновник предупредил, что сохранение прежней тарифной сетки по «автогражданке» приведет к тому, что многие страховые компании понесут серьезные потери и будут вынуждены уйти с рынка страхования. И уже через год, по мнению главы ФССН, «миграция» страховых с рынка ОСАГО может принять «лавиноопасный» характер.
По статистике, этот вид страховой услуги продолжает приносить компаниям прибыль на протяжении 5 лет его существования.
В прошлом году страховые компании заработали на продаже полисов «автогражданки» 72 млрд 480 млн рублей, из них 41 млрд 130 млн пошли на выплаты.
Всего около 57% из собранных страховщиками денег были возвращены автовладельцам в качестве возмещения по ДТП. При этом в законе ОСАГО заложено, что компании могут работать безубыточно, даже если выплаты по авариям составят 77% от собранных денег. Показатели за первые 5 месяцев 2008 года также говорят о том, что страховщики далеки от крайней планки убыточности.
Тем не менее в Российском союзе автостраховщиков (РСА) уже бьют тревогу. «Тарифы на ОСАГО не менялись с момента его введения в 2003 году. А количество ДТП за это время возросло пропорционально числу машин, цены на автомобили и запчасти к ним также существенно поднялись», — передает слова президента РСА Андрея Кигима «Российская газета».
В РСА «Газете.Ru» также пояснили, что главная причина повышения тарифов — инфляция, которая не учитывается законом. «Тарифы нужно переиндексировать примерно на 30%», — заметил заместитель исполнительного директора РСА Андрей Батуркин.
Сами страховые компании признаются, что довольны продажей ОСАГО.
«В больших городах этот бизнес довольно прибыльный», — прокомментировала «Газете.Ru» директор по маркетингу компании ЗАО «Страховая компания АСК-Петербург» Наталья Долинина. В ее компании надеются, что повышение ставок по ОСАГО компенсирует ожидаемые убытки от европротокола и прямого урегулирования, когда можно будет при небольшом ДТП оформлять полис без гаишника, а также обращаться за возмещением в свою страховую. По словам Долининой, повышение ставок необходимо, потому что теперь из-за европротокола автомобилисты каждый раз будут обращаться в компанию. «Раньше многие сами договаривались на месте, и это уменьшало затраты страховых, — призналась Долинина. — Теперь же возрастут затраты из-за аферистов, которые будут пользоваться оформлением ДТП без гаишника».
РСА уже направил новые тарифы на рассмотрение в Минфине. Согласно этим предложениям, базовая ставка для легковых машин должна подняться с нынешних 1980 до 2417 рублей.
Для Москвы, где взимается двойной коэффициент, это означает, что полис для автомобиля мощностью не более 95 л. с. в среднем будет стоить 4834 рублей.
Более мощному автомобилю с мотором свыше 200 л. с. страховка уже обойдется немногим менее 10 тыс. рублей. Кроме этого, предлагается увеличить стоимость для разных категорий автомобилей (такси, строительная техника, общественный транспорт).
В Минфине «Газете.Ru» пояснили, что сейчас эти тарифы рассматриваются экспертами ведомства. «Но мы должны понимать, что всему должно быть экономическое обоснование, которое мы предоставим гражданам и правительству. И если оно будет неубедительным, то базовый тариф на «легковушки» не поднимется», — заметил источник в министерстве. По его словам, статистика показывает, что страховщики все еще работают с хорошей прибылью. «Безусловно, есть убыточные регионы, где тарифы необходимо пересматривать, — продолжил собеседник. — Но пока не понятно, зачем это делать в Москве и Санкт-Петербурге, где тарифы итак достаточно высоки».
Также в Минфине сообщили, что министерство должно учитывать заявление правительства России. Согласно которому тарифы для машин, оборудованных современными системами безопасности (ABS, ESP, подушки безопасности), должны быть ниже. Однако, по словам источника, это может вызвать несправедливый перевес в цене полиса для малообеспеченных граждан. «Возраст 70% машин в России начинается с пяти лет, многие из них далеки от технических новшеств.
Так что это нужно тщательно обдумать, прежде чем вводить», — заметил собеседник.
Правозащитники уверены, что страховщики загодя создают себе финансовую «прослойку» для того, чтобы сохранить сверхприбыли от ОСАГО. «Они получают большие деньги на протяжении 5 лет, и эти деньги идут в финансовый оборот и приносят большие проценты», — считает лидер движения автомобилистов «Свобода Выбора» Вячеслав Лысаков. По словам правозащитника, страховщики скрывают, что тарифы изначально были завышены, и теперь боятся снижения больших доходов.