В Санкт-Петербурге завершились первые судебные слушания по уголовному делу бывшего подполковника милиции Сергея Шереметьева. В начале этого года он, будучи пьяным, сбил на машине 4 пешеходов, погибла годовалая девочка. Процесс начался в присутствии большого числа журналистов. Благодаря активным обсуждениям в блогах историю эту знали практически все петербургские водители. Подсудимый Шереметьев ходатайствовал о рассмотрении дела в особом порядке. Такой порядок предполагает, что подсудимый признает свою вину и не собирается обжаловать приговор. Тогда слушают в один день, без свидетелей, а наказание не может превышать 2/3 от максимального срока.
13 января 2008 года, около часа дня, подполковник, а ныне пенсионер Сергей Шереметьев забрал из автосервиса свой Volkswagen Passat и направился домой, в сторону Рябовского шоссе. В это же время семья Рыбаковых вышла на улицу проводить гостей: взрослую дочку Яну Шигареву и внучку Машу. Семья Гавриловых – бабушка, дедушка и внучка по имени Арина – просто вышлана прогулку по Ириновскому проспекту. На проспекте была небольшая пробка, и Шереметьев объезжал ее через «карман». В принципе, делать это не возбраняется, но в «кармане» не принято ездить слишком быстро, даже если там отсутствует ограничительный знак.
Подполковник мчался со скоростью 80 км/ч.
На тротуар он выскочил случайно. Сначала автомобиль сбил 29-летнюю Яну Шигареву с дочкой Машей, а затем пожилую чету Гавриловых с маленькой внучкой. Родственники Шигаревой – Рыбаковы — шли немного впереди и не попали под удар. «Мы несколько раз оборачивались и видели, как Маша с Яной идут за нами следом. Раз обернулись – идут, второй раз — идут… — рассказала на суде Татьяна Рыбакова. – А на третий – увидели на их месте автомобиль. И не только его – люди, которых он зацепил после Яны, они… они еще летели…»
«Ко мне машина подлетела со спины, я ее не видела, — говорит Яна. – Я просто очнулась через 10 дней в больнице. Говорят, я там лежала, а Маша плакала рядом и все говорила: «Мама, вставай».
Пятилетняя Маша выжила и даже не получила травм. Она пришла в суд вместе с родителями, хотя быть полноценным свидетелем не могла. Зато была единственным человеком в здании, кто продолжал радоваться жизни. А вот годовалая Арина из семьи Гавриловых не выжила. От тяжелой черепно-мозговой травмы и тройного перелома позвоночника она умерла в машине «скорой помощи».
Водитель Volkswagen с места происшествия не скрывался. Его отвезли на освидетельствование, которое показало наличие алкоголя в крови.
«Если бы он не был пьян, мы бы его поняли и простили, — говорят потерпевшие. — С каждым может случиться, и все когда-то нарушали правила дорожного движения и превышали скорость. Но пьяный за рулем – преступник. А если человек, выйдя из машины и глядя на разбросанные тела, в первую очередь заявляет, что он подполковник, значит, он уже привык так действовать: нарушать и быть безнаказанным».
Была информация, которую к делу не приобщили: вроде бы нетрезвому Шереметьеву в автосервисе, куда он пришел утром за машиной, не хотели отдавать ключи от «Пассата». Его уговаривали прийти за машиной на следующий день. Но подполковник ясно дал понять: он не любит, когда ему перечат.
В суд 48-летний подполковник пришел с большой сумкой, видимо, готовясь к отправке в колонию. Когда ему дали слово, он заявил, что примет любой приговор с благодарностью. Хуже всего ему пришлось, когда нужно было обратиться к потерпевшим. «Я ежеминутно готов отдать жизнь за то, чтобы исправить свою ошибку, — сказал он, не поднимая глаз. — Но я не могу этого сделать».
Судья предложил удовлетворить желание Шереметьева на рассмотрения дела в особом порядке, но потерпевшие (ими были признаны только Виктор Гаврилов и мать погибшего ребенка Надежда Соловьева) не дали согласия. Официально – из-за того, что один из них, дедушка Арины, до сих пор не ходит (бабушка ходит с тросточкой) и не может явиться на заседание.
В действительности – и все это понимали – потерпевшие просто не желали мягкого приговора.
Теперь суд возобновится 10 июля, и дело будет рассматриваться в обычном порядке, что чревато более суровым наказанием. Шереметьев обвиняется по статье 264, часть 2 Уголовного кодекса РФ – «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека». По этой статье ему грозит лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять автомобилем на срок до трех лет.