В западной прессе в среду появился ряд сообщений о том, что цены на автомобили во всем мире снова начнут расти уже в самое ближайшее время. Как сообщают Financial Times и Wall Street Journal, австралийские рудные компании Rio Tinto и BHP Billiton подписали новые контракты с китайскими сталеварами, в результате чего цены на металл в этом регионе вырастут на 85%. В дальнейшем новые цены придется принять всем клиентам этих компаний.
В Китае расположены несколько тысяч производителей автокомпонентов для автомобилей всего мира. Так что рост цен на конечную продукцию предстоит глобальный,
поясняет руководитель отдела общественных связей в компании «Ирито» (один из крупнейших дистрибуторов китайских моделей в России) Андрей Матвеев.
Впрочем, как пояснили «Газете.Ru» в представительствах компаний в России, удорожаний на нашем рынке в ближайшие месяцы не ожидается. «Конечно, повышение себестоимости производства неизбежно влияет на цены, — говорит пресс-секретарь «Ниссан Мотор РУС» Татьяна Натарова. – Но ценообразование для Nissan в России особое и зависит от целого ряда факторов. Дорожает электричество, стоимость перевозки и хранения машин. Все это также влияет на цену», — поясняет она. Тем не менее, в Toyota в июне даже отказались от запланированного пересмотра цен. «Традиционно Toyota корректировала цены в пользу увеличения дважды в год, в феврале и в июне, — замечает пресс-секретарь российского представительства компании Татьяна Русакова. – Но в этом году удорожание в начале года было совсем небольшим – максимум 1,73%, и коснулось только нескольких комплектаций моделей Yaris, Auris и Corolla Verso. Тогда же на 9% упали цены на Camry российской сборки. А от удорожания в июне Toyota решила отказаться полностью». Не планируют поднимать цены на свои автомобили в России Ford и Hyundai. В компании General Motors отказались от комментариев.
По мнению специалистов, отсрочка роста цен в России связана со спецификой отечественного авторынка.
«Российские потребители чувствительны к цене, так что для компаний даже на фоне развития автокредитования увеличение цен связано с сокращением базы потенциальных покупателей», — поясняет аналитик инвестиционной компании «Финам» Константин Романов. Эксперт отмечает, что за счет локализации производства (перехода на российские комплектующие) компании снижают свои издержки и могут какое-то время сдерживать цены, жертвуя при этом рентабельностью. «При этом средний уровень доходности все равно вряд ли опустится ниже имеющегося, например, на европейских предприятиях», — считает он.
Однако эксперт полагает, что в условиях дорожающих ресурсов, в конечном счете, рост цен все-таки неизбежен. Его можно ожидать уже к следующему году. «Компании могут использовать опосредованный механизм увеличения цен, предлагая более дорогие модификации автомобилей», — замечает Романов. С ним соглашается аналитик Национального агентства промышленной информации Татьяна Арабаджи. «Едва ли стоит ожидать, что удорожание будет одномоментным. Скорее всего, производители дождутся конца года и станут увеличивать цены уже на модели 2009 года. Поясняя, что они продают дороже машины, потому что они стали более совершенными, более экологичными и безопасными.
У автопроизводителей много своих ноу-хау, как замаскировать очередное удорожание.
Так, к примеру, могут вырасти цены только на некоторые комплектации или, возможно, сложнее станет купить автомобиль по той цене, по которой его рекламируют, так как такого никогда не будет в наличии. Кроме того, удорожание можно спрятать, снабдив автомобиль новыми опциями», — поясняет специалист.
Предположение Арабаджи косвенно подтверждают и сами представители автомобильных компаний. «Удорожание машин из Китая связано не только с удорожанием сырья. Чаще всего мы вводим новые цены одновременно с выходом новой версии автомобиля. Например, моделей с новым экологическим стандартом, с новыми опциями, с изменениями в конструкции кузова», — подчеркнул сотрудник компании «Ирито» Андрей Матвеев.