Как стало известно «Газете.Ru» в среду 23 апреля в Москве автомобиль ДПС, двигаясь по встречной полосе, сбил 17-летнюю девушку. Пострадавшая осталась жива, но была тяжело ранена. Корреспонденту «Газеты.Ru» удалось дозвониться до нее, студентка 1-го курса Московского авиационного института (МАИ) Юлия Шапошникова находится в Боткинской больнице в ожидании операции.
По ее словам, машина ДПС сбила ее в 19.30, когда она возвращалась домой из института. «Я шла к остановке трамвая через улицу Константина Царева (район метро «Войковская»), несколько метров не доходя до пешеходного перехода», — рассказывает Шапошникова. В это время на дороге была пробка, медленно продвигавшаяся в сторону Ленинградского проспекта, и Юлии нужно было пройти сначала первую сторону дороги, забитую машинами, а затем полосу противоположного направления, на которой не было машин. «Автомобили стояли на светофоре, и, перед тем как выйти, я посмотрела по сторонам и убедилась, что по другой стороне никто не едет», — рассказывает девушка.
В этом месте улица Константина Царева делает поворот, из-за которого неожиданно выскочил автомобиль ДПС с такой скоростью, что студентка не успела отскочить, и машина, не притормаживая, сбила ее.
«Была ли на машине включена мигалка, я точно не знаю, потому что все произошла так быстро, что я даже не увидела ее перед аварией. Хотя, когда я только подходила к дороге, я слышала вдалеке сирену, но с той ли она была машины — точно не знаю», — говорит пострадавшая.
По ее словам, она не потеряла сознание, однако находилась в сильном шоке, поэтому поначалу не почувствовала боль. «Потом ко мне подошли люди, подложили сумку под голову. Сам гаишник не подошел, он остановился невдалеке и стоял возле своей машины. Потом, минут через пять, появилась «скорая», и меня отвезли в больницу», — вспоминает Юля.
«Мы подбежали, когда Юлю уже забирали в скорую», — рассказывает друг пострадавшей студентки Артем Мазур. — Милицейская машина, сбившая Юлю, тоже стояла там. Очевидно, водитель решил объехать пробку и выскочил на встречку». По словам Артема, когда они подошли к месту происшествия, там уже стояла вторая машина ДПС. «Лейтенант сбившей Юлю машины выглядел лет на 26, он стоял там рядом с подполковником и явно находился в какой-то прострации», — пояснил очевидец. Затем к месту происшествия приехали еще четыре милицейские машины. Милиционеры оцепили место ДТП и стали проводить замеры. «Мы поехали с Юлей в больницу, туда приехал какой-то милицейский подполковник, записал Юлины данные и, ничего не спросив, уехал», — рассказал друг девушки.
В результате аварии у 17-летней девушки тяжелая травма левой ноги — закрытый перелом малой и большой берцовых костей. Кроме того, трещина костей таза, сильный ушиб ребер и гематома на правой ноге. Не исключено, что у Юли также сотрясение мозга.
«Поначалу я чувствовала себя нормально, но потом голова стала болеть и кружиться», — рассказывает пострадавшая. По словам Юлии, кости левой ноги сместились, и сейчас врачи положили ее на вытяжку. После этого на ноге будет произведена операция.
По словам мамы Юлии, Ольги Шапошниковой, в самом ГИБДД САО вообще не сразу приняли заявление от пострадавших. «Сначала отказывались брать, говорили — «неизвестно, вообще был ли сбит ваш ребенок и именно там, а не где-то в другом месте», — рассказывает мама Юлии. — Помогла телефонограмма из больницы, в которой сообщалось об аварии. И только после того, как поднялись к начальнику, у нас взяли заявление».
Во 2-м отделении ГИБДД САО «Газете.Ru» пояснили, что сейчас по факту происшествия заведено административное дело и группа разбора устанавливает степень вины своего коллеги. По показаниям водителя, сотрудника 4-го отдела ГИБДД ДПС на спецтрассе, он ехал на своей патрульной машине ВАЗ-2110 на вызов по происшествию. «Мы пока не установили, что спецсигналы были включены или выключены», — сообщил Александр Мальцев, инспектор ГИБДД, занимающийся данным делом.
Тем не менее в ГАИ не считают своего коллегу виновным в аварии. Они давят на то, что пострадавшая сама виновата, потому что переходила дорогу в неположенном месте.
«Авария была до пешеходного перекрестка, и наезд был до светофора, плюс ко всему в данном месте прерывистая разметка», — пояснил Мальцев. Он также отметил, что будут назначены медицинская экспертиза и автотехническая и по их результатам будет вынесено решение о виновности того или иного участника ДТП. Однако правозащитники не надеются, что гаишник будет наказан. «То, что автомобили со спецсигналами так часто давят людей, — следствие хамства и вседозволенности гаишников. На автомобилях с мигалками лежит большая ответственность. Однако на деле эти люди ездят без оглядки на других — отсюда большое число таких происшествий», — сказал лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.
По словам правозащитника, такое поведение — следствие безнаказанности действий их начальства. «То, что после ДТП с участием автомобиля главного гаишника страны Виктора Кирьянова его не отстранили от должности, — это позор для страны. То, что сейчас происходит, связано с той историей», — заметил он. «Но определенная ответственность лежит и на пешеходах. Учитывая национальную манеру езды в России, лучше переходить дорогу непосредственно по пешеходному переходу, а не в 20 метрах от него», — пояснил правозащитник.
«Даже включенная мигалка не может служить индульгенцией для спецтранспорта. В правилах есть очень четкая инструкция: прежде чем выполнить маневр, водитель обязан убедиться, что его заметили и он не создает опасности на дорогах», — рассказал лидер движения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.