Дата вступления России в ВТО постоянно сдвигается, но сроки, отведенные автопроизводителям для подписания с российским правительством документов о строительстве в России своих заводов, уже закончились. Таким образом, определились ключевые игроки автоиндустрии. О перспективах автомобильной отрасли в РФ на «Автофоруме 2007» сегодня рассказал замглавы департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Андрей Кушниренко.
«Мы заключили соглашения о строительстве заводов со всеми крупнейшими иностранными автопроизводителями. В среднем, сроки на льготное производство в России будут действовать в течение 6–8 лет. Именно столько времени предприятиям, в среднем, нужно, чтобы окупиться», — пояснил чиновник. За это время заводы должны будут организовать у себя цеха по окраске и сварке деталей, а также перейти на 30% компонентов отечественного производства.
В министерстве замечают, что среди компаний, с которыми заключены соглашения, не оказалось китайских брендов.
В МЭРТе считают, что качество китайских автомобилей улучшилось, но их полномасштабное производство «поставит крест на всех потугах» отечественных марок, которые с трудом наращивают продажи.
Российские дилеры подтвердили, что новые «Приоры» действительно пользуются неплохим спросом. Подросли продажи «Калин» за счет новых более дешевых модификаций. Вместе с тем, с обязательным переходом всех машин на нормы Euro 3 (экологические требования к двигателям) с 2008 года «Жигули» подорожают. Официальные лица «АвтоВАЗа» предупредили об этом чиновников.
Сейчас Минэкономразвития и Минпромэнерго совместно работают над тем, чтобы законодательно лишить льгот калининградский «Автотор». «Задача наших ведомств – уравнять Калининград с другими экономическими зонами так, чтобы все работали в одинаковых условиях», — заметил Кушниренко. Сейчас «Автотор» в условиях крупноузловой (отверточной) сборки может беспошлинно ввозить в страну иностранные модели. В то время как в других регионах предприятия обязаны в обмен на льготное налогообложение организовывать у себя полноценное производство.
По словам чиновника, в случае если Россия вступит в ВТО в июне 2008 года, уже через четыре года она будет обязана сократить с 25% до 15% пошлины на ввозимые сюда машины. В таких условиях некоторым компаниям будет выгоднее привозить автомобили из-за рубежа, чем делать здесь. «Проблема в том, что сейчас все производства, запланированные в России, ориентированы исключительно на внутренний рынок. Они не рассматриваются, как плацдарм для обеспечения близлежащих рынков», — констатировал Кушниренко. – Мы будем стремиться к тому, чтобы и после того, как перестанут действовать льготы, компании оставались в прибыли». Меж тем, по прогнозам МЭРТа, удержать всех не получится.
«По нашим данным, среди всех автопроизводств – только 3–5 станут полномасштабными крупными заводами мирового уровня», — заключил Кушниренко.
Сейчас на рынке доля машин российской сборки – не более 17%. Сначала года было произведено около 400 тыс. легковых автомобилей. Полное насыщение рынка ожидается не раньше, чем через 3–4 года. И уже в следующем году эксперты аналитического агентства «Авто Бизнес Инфо» предсказывают значительное сокращение темпов роста до 30–35%. Причинами к замедлению станут постепенное насыщение рынка и кризис автокредитования. В условиях ужесточения конкуренции специалисты считают местную сборку залогом успеха.