В этом году россияне приобретут в 2,5 раза больше китайских автомобилей, чем в 2006-м. «До конца года в России будет продано 50 тыс. китайских машин. Из них около трети собираются в России. Лучше всего продаются китайские джипы и пикапы», — сообщил сегодня вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин на международной конференции «Автомобильный бизнес России и Китая: тенденции и перспективы развития сотрудничества». Всего в Россию в 2007 году будет импортировано 38,6 тыс. китайских автомобилей на $450 млн. Это 16% от общего автомобильного импорта в России. Общая доля китайских машин в автопарке увеличилась за этот год с 1,2% до 3,3%. Пока китайские автомобили хаотично попадают в Россию. «Для государства важно организовать это проникновение», — отметил Катырин. В правительстве также не исключают появления в будущем новых российско-китайских совместных предприятий.
Генеральный секретарь Китайской ассоциации автопроизводителей Дон Ян заметил, что в 2007 году в Китае произведено 7,2 млн машин. А общий автопарк страны насчитывает 258 млн машин. На местном рынке правительство делает упор на развитие собственных брендов. Вместе с тем уже через несколько лет Китай намерен выпускать на экспорт около 1 млн автомобилей.
Кроме того, у китайцев большие планы по производству своих автомобилей в России. К 2010 году в РФ будет выпускаться 430–450 тыс. китайских машин.
По маркам они распределятся следующим образом: Сhery — 200 тыс., Briliance — 60 тыс., Great Wall — 50 тыс., FAW — 30–50 тыс., Geely — 30 тыс., Lifan — 25 тыс., Zhongxing — 9 тыс.
В прошлом году Китай инвестировал в Россию около $470 млн. Сейчас на российских заводах уже собираются Great Wall, Chery, Geely, Lifan и Zhongxing. Выпуском китайских авто занимаются на калининградском «Автоторе-Чери» (Tiggo, Amulet и A-21). Завод АМУР в Свердловской области собирает Geely и Zhongxing. А в Карачаево-Черкесии «Дервейс» делает автомобили Lifan. При этом известно, что МЭРТ не без оснований, ссылаясь на низкое качество продукции, не подписывает с китайскими автопроизводителями соглашений о промсборке (производство полного цикла).
По мнению представителей российской стороны, залог успеха китайских моделей в том, что за их раскрутку взялись очень крупные дилеры, опытные и хорошо представленные в российских регионах. Так, компания «Рольф» в свое время успешно вывела на отечественный рынок Mitsubishi и Hyundai. А с октября «Рольф» начнет продавать в России китайские внедорожники марки Changfeng. Модели будут стоить от $17 тыс. и до $30 тыс., внешне они очень похожи на японские Pajero Pinin и Pajero.
Кроме того, дилер будет поставлять в Россию автомобили и другой китайской марки, название которой пока держится в секрете. Для реализации машин из Китая будет создана дочерняя компания «Рольфа» — Red Dragon.
Сергей Катырин отметил, что проблемы качества китайских автомобилей действительно существуют.
Особенно остро обстоит ситуация с запчастями и техническим обслуживанием. Тем не менее в России уже никто не сомневается в том, что в ближайшие несколько лет дешевые китайские машины вытеснят с рынка российские «Жигули». Одна из причин этого в том, что система сертификации автомобилей в России позволяет китайцам продавать машины, не соответствующие стандартам безопасности и экологии. Как рассказал заместитель гендиректора ГНЦ РФ ФГУП НАМИ Борис Кисуленко, многие дистрибуторы китайских авто в России даже не знают о процедуре сертификации автотранспорта. По словам специалиста, сейчас идет работа над новой схемой сертификации, которая будет завершена в 2010 году.
В том, что китайские автомобили вытеснят «Жигули», не сомневается даже председатель правления Международной ассоциации дилеров ОАО «АвтоВАЗ» Юрий Целиков, который, однако, отметил, что российский производитель не сдаться без боя: «Нам еще есть чем привлечь покупателя. Реальное преимущество отечественного автопрома — хорошая обеспеченность запасными частями. Содержание автомобиля недорогое — починить «Жигули» умеют в любом гараже».
Кроме того, специалист заметил, что никто не видел старых китайских машин и не может судить об их долговечности.
Целиков предложил китайцам «мировую» — европейскую часть России оставить за отечественным автопромом, а им взяться за освоение Сибири и Дальнего Востока. «На востоке «Жигули» продаются считанными экземплярами. Там заправляют подержанные японские машины с правым рулем. Уверен, россияне будут признательны китайцам за то, что их избавят от металлолома», — заметил представитель российской стороны.