Все время теста мы недоумевали. Зачем тестировать машину, которую и так каждый день встречаешь на дороге? Их и в Москве-то полно, а уж за МКАД, кажется, у любого рачительного хозяина есть по огромному черному монстру, напоминающему мутировавший Nissan Terrano II.
Владельцы удачного бренда прибегают к традиционной уловке. Речь идет о рестайлинге: линии стали более мужественными, взгляд более агрессивным, а интерьер более комфортным.
Все это, разумеется, чепуха. С мужественностью и агрессивностью у этой машины и так все в порядке. Это, разумеется, мужская машина.
Вы заметили, что женщины никогда не садятся за руль «Волг» и «Москвичей», а вот уже на «классике» «Жигулей» иногда ездят? Существует граница надежности, комфорта, того, что дизайнеры называют usability, которую женщина никогда не перейдет. Конечно, иногда красавицы садятся за руль «УАЗа», но выражение лица у них при этом недоуменное. Кстати, мы знаем только одну более мужественную машину. Это «ГАЗ Каратель», новая командирская машина нашей армии. Более чудовищного названия для русского автомобиля придумать не смогли.
Но «УАЗ» и вправду прекрасная машина. Она очень большая. Она выше Toyota Land Cruiser и даже выше Opel Monterrey на спортивной грязевой резине и с четырехдюймовым лифтом. Она такая высокая, что не проходит в портал автоматической мойки на BP — не то чтобы кому-то особенно хотелось туда попасть. Cтандартные 17-дюймовые колеса смотрятся на этом чудище так, словно он стоит на колесиках от «Оки».
И кресла тоже высокие — сидишь в них на одном уровне с владельцами «Бычков» и 130-х «ЗИЛов» и видишь дорогу поверх пробок на километр вперед.
Зато и интерьер у него тоже не «газелий». Пластик не то что дешевый: эта серая, пористая и, вероятно, сыплющаяся после удара острыми отломками штука просто опасна.
Если сунуть руку под сиденье, в этом можно убедиться — острые сколы вас непременно исцарапают. А, между прочим, массу полезных вещей можно держать под сиденьем, да и кнопка подогрева задницы тоже где-то там обычно бывает. В некоторых комплектациях «Патриота» подогрев сидений есть — в нашей мы его не нашли.
И, кстати, где в этой машине подушки безопасности? Это, скорее, даже не к производителю вопрос, а к контролирующим органам. Уже, кажется, лет десять как не принято делать гражданские джипы с трамвайным поручнем для пассажира вместо подушки.
Зато кто-то придумал для этой машины уникальный электропривод зеркал. Они поворачиваются только по горизонтальной оси и не крутятся по вертикальной, причем вручную настроить их по высоте тоже нельзя. Этот человек заслуживает Дарвиновской премии.
О подстаканнике, который должен выехать из приборной панели и принять в свои объятия поллитру, в «Газете.Ru» уже писали. Он так и не заработал. Но напрягает в этой машине только ее главный недостаток.
У «Патриоита» есть гидроусилитель руля — во всяком случае, это слышно, он жужжит. Но толку от него никакого.
Рулевой подшипник затянут так сильно, что руль сам не доворачивается в нулевое положение. После каждого поворота его нужно возвращать с усилием, причем оно одинаковое что на маленькой, что на большой скорости. Сделать это точно очень сложно, с усилием руль доворачивается чуть сильнее, чем нужно, и на ходу приходится все время подруливать, так, что огромная черная тварь игриво виляет хвостиком. Если учесть, что двигатель у него вполне адекватный, хоть и бензиновый (сколько уже лет идут слухи о дизельном «Патриоте» — и где он?), и, если учесть, что паспортная максималка у него 150, это виляние хвостом может обойтись дороговато. Причем это не проблема единственного тестового экземпляра, на форумах на нее жалуются часто.
На практике это означает, что по трассе надо идти не быстрее 90–100 и постоянно молиться, поститься и слушать радио «Радонеж».
Но ведь не ради трассы покупают такую машину. Конечно, мы не можем рубиться на тестовой машине в настоящем бездорожье — главным образом из-за того, что машину может поцарапать ветками, а эта травма не вписывается в страховку. Обычно в условия договора ставится пункт о том, что машина будет эксплуатироваться только по дорогам общего пользования. Этот пункт не учитывает того, что часто эти дороги, ведущие из одной деревни в другую и используемые по назначению деревенскими тракторами, круче любого бездорожья.
Условия были стандартными для средней полосы: песчаная грунтовка с лужей в низинке, глинистая жидкая грязь, чудовищные тракторные колеи — в общем, все 33 удовольствия. К тому же еще и водитель не отличался умом и сообразительностью. Компрессор забыли и поэтому не могли спустить колеса до одной атмосферы (это сильно улучшает сцепление с мягким грунтом). Хайджек — домкрат, который поднимает машину на метр над землей, — не взяли. Короче говоря, из всего внедорожного оборудования у нас была только детская лопатка и собственно «Патриот».
И он справился.
В штатной ситуации он шел по мягкому грунту на полном приводе, слегка подпрыгивал на бревнышках и спокойно пер вперед. В сложных ситуациях включался демультипликатор, раздатка начинала истошно выть, и машина сама себя вытаскивала за уши из жижи. Один раз легендарная блондинка — главный редактор засмотрелась на птичку и остановилась в низинке, в тракторных колеях, в жидкой, чавкающей глине, — и даже оттуда машину удалось вытащить без посторонней помощи, не толкая.
На песке между колеями остался внушительный след от приводного кулака, которым «Патриот» пропахал грунт.
Так что, конечно, «Патриот» вознаграждает владельца. Сначала мучения с этой огромной тушей в Москве, пируэты в поисках парковки, кошмар на шоссе (видели, как водят машину в старых фильмах, — все время крутят руль?). Потом грязь (на сленге крутых джиперов — гóвны), веселье, ругань, лопатокопание и дуракаваляние. По традиции мы засадили огромный «Патриот» поперек дороги так, что передние колеса были у него в одной колее, а задние в другой, и были вынуждены копать и подкладывать гати. А потом выезжаешь на пригорочек, едешь, не торопясь, по сухой и чистой грунтовке, машина в глине (в гóвнах) по самую крышу, и из-под днища идет неповторимый сладкий запах горячей грязи. Его можно по неопытности спутать с запахом горелого сцепления и перепугаться — в конце концов, оно действительно немного палится в экстремальных упражнениях. Но это не сцепление. Это запах воина каменных джунглей, индустриального поэта, человека, который пожертвовал комфортом и асфальтом, отъехал с проклятиями от МКАД на 40 километров, проехал еще пять по лесному проселку, и этого ему достаточно для того, чтобы потом еще неделю мучиться патриотизмом в отделе продаж.