Эвакуация неправильно припаркованных машин действует в Санкт-Петербурге больше года. Перемещение автомобиля, согласно установленным правительством города тарифам, стоит 2927 руб., час пребывания машины на штраф стоянке — 12 руб. Как рассказал вице-спикер Законодательного Собрания Петербурга Юрий Гладков, сегодня эвакуация в северной столице организована таким образом, что нарушаются права автовладельцев. «Многочисленные обращения граждан свидетельствуют о том, что протоколы о задержании автомобиля зачастую выписываются задним числом, эвакуаторы повреждают автомобили при погрузке, поиск и вызволение машины со штрафстоянки осложнен неэффективной работой информационного центра и бумажной волокитой. Часто водители жалуются на вымогательство и взятки, как со стороны инспекторов ДПС, так и водителей эвакуаторов», - объяснил Юрий Гладков».
За год в прокуратуру города поступило множество жалоб от петербуржцев, чьи машины были эвакуированы.
Правда, в отличие от москвичей, которые опротестовывали саму практику принудительной платной эвакуации неправильно припаркованных машин, петербуржцы недовольны в основном действиями сотрудников ГАИ. Например, согласно Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), инспектор имеет право эвакуировать машину только в тех случаях, когда водитель не может устранить причину задержания. Питерские же гаишники считают эвакуацию состоявшейся сразу после того, как водитель эвакуатора расписывался в протоколе — вне зависимости от того, успеет ли водитель передвинуть неправильно припаркованный автомобиль до того, как его погрузят на эвакуатор, или нет.
<1>Прокурорская проверка, проведенная по запросу депутатов законодательного собрания, показала, что российским законам противоречит инструкция по перемещению автомобилей, подписанная главой питерского ГАИ. Заместитель прокурора Санкт-Петербурга Александр Корсунов в своем ответе на запрос депутатов отметил, что инспектор ГАИ, «убедившись в устранении причины задержания, дает разрешение на выдачу транспортного средства на любом этапе его задержания. Отказ от дачи такого разрешения, а равно отказ от выдачи транспортного средства, незаконен».
Впрочем, даже после вмешательства заместителя прокурора незаконная инструкция ГАИ все еще действует.
По словам Гладкова, «прокуратура города направила официальный протест в ГАИ и ожидает ответа только в середине декабря. В случае отказа изменить инструкцию сотрудники прокуратуры намерены обратиться в суд. Трудно сказать, сколько времени займет эта процедура». Между тем в январе законодательное собрание должно рассмотреть проект нового закона об эвакуации.
Проект депутата Гладкова во многом дублирует правила эвакуации, действующие сейчас в Москве. Запрещенная КоАПом эвакуация неправильно припаркованных машин будет отменена. Ее заменит разрешенное «перемещение транспортных средств, мешающих механизированной уборке улиц от снега». Как показал опыт московских автомобилистов, на деле это означает все ту же эвакуацию всех брошенных автомобилей подряд. Правда, оплачивать перемещение теперь должны будут городские власти из бюджета. Водителям нужно будет оплачивать только штраф и пребывание автомобиля на стоянке.