Губернатор Калининградской области Георгий Боос внес в региональный парламент законопроект, предусматривающий повышение ставки транспортного налога вдвое. Желание увеличить налоговые сборы он объясняет необходимостью ремонтировать дороги и выкорчевывать деревья, посаженные вдоль трасс еще немцами в начале прошлого века, чтобы самолеты противника не могли увидеть идущие по шоссе машины. По данным Бооса, самый распространенный вид аварий в области — столкновение с придорожным деревом.
«Дороги должны строиться и содержаться на деньги тех, кто по ним ездит. Это требование закона и мировая практика», — объясняет губернатор.
Согласно законопроекту, с 1 января 2006 года налог на автомобиль с мощностью двигателя до 100 л. с. увеличивается с 375 до 750 руб. в год; на автомобиль с мощностью двигателя от 100 до 150 л. с. — с 840 до 2100 руб. А на мощные автомобили (свыше 150 л. с.) налоговая ставка возрастет уже в пять раз. Всего в Калининградской области зарегистрировано 240 тыс. автомобилей, причем подавляющее большинство — мощные иномарки, пригнанные из Европы. Так что повышение транспортного налога отразится не только на состоятельных владельцах спортивных автомобилей, но и на людях со средним достатком.
Боос рассчитывает собрать с автолюбителей около 250 млн руб. В настоящее время дорожный фонд Калининградской области составляет 457 млн, из которых 125 млн — сбор транспортного налога, а остальное — субсидии федерального центра.
Глава региона надеялся протащить законопроект через облдуму, рассчитывая на поддержку единороссов. Однако, чтобы принять закон в первом чтении, соратникам по партии не хватило одного голоса, поскольку несколько депутатов из фракции ЕР были больны и не голосовали.
<1>Один из противников законопроекта, депутат от Народной партии Игорь Рудников, понимая, что транспортный налог, скорее всего, увеличат, выступил в местной прессе с призывом объявить Боосу «оранжевую революцию».
Депутат на свои деньги заказал 30 тыс. ленточек «цвета украинской ночи» и начал раздачу их всем желающим.
За два дня город порыжел. По подсчетам депутата, автолюбители разобрали более 20 тыс. ленточек. К кампании присоединились даже несколько таксомоторных фирм. Польщенный удачной акцией, Рудников заявил с экрана телевизоров: «Если бы мы поставили себе цель, оранжевым был бы весь Калининград».
По всей видимости, революционные ленточки напугали новую власть в Калининграде. Георгий Боос принял у себя оппозиционного депутата и пообещал подойти дифференцированно к сбору транспортного налога. Однако оранжевое движение в городе продолжается. Автомобилисты с трудом представляют, как чиновники смогут различить Mercedes 2004 года выпуска, купленный за $60 тыс., и десятилетний Mercedes стоимостью $3 тыс. У обоих одинаковый объем двигателя, а значит, размер налога один и тот же. Более того, по данным регионального отделения Союза автомобилистов России, в начале 90-х в Калининград была ввезена внушительная партия автомобилей Mercedes из Турции. Эти иномарки приобретали люди со средними доходами, в основном офицеры, которые сейчас уже вышли на пенсию. Платить более 2 тыс. руб. за турецкий металлолом им просто не по карману.
Так или иначе, Георгий Боос планирует повторно внести закон в облдуму на следующей неделе, 17 ноября. Лидер думской фракции «Единой России» Константин Поляков заявил «Газете.Ru», что при повторном рассмотрении закон обязательно будет одобрен. При этом депутаты-единороссы, чтобы как-то успокоить автомобилистов, попросили областное правительство обязать департамент дорожного хозяйства ежеквартально публиковать в СМИ списки дорог, на которые были потрачены народные деньги.