Покупка подержанной машины на иностранном аукционе через фирму-импортера в последнее время стала популярной у российских автомобилистов. Купленные на чужбине иномарки, как правило, находятся в лучшем техническом состоянии, чем точно такие же машины, проводившие молодость в России с ее плохими дорогами и плохо обученными механиками. Зарубежный рынок гораздо богаче и разнообразнее, а главное, дешевле из-за своей перенасыщенности. Все это заставляет рисковать российских покупателей, отдавая 50, а то и 100% предоплаты посредникам.
Фирма Expocars действовала, как любой другой импортер-посредник: предлагала привезти иномарку, подходящую по требованиям клиенту, с американского аукциона.
Брала сначала 10% от стоимости предполагаемой машины на аукционе, потом 100%, когда автомобиль уже выбран, «пробит» по американской базе Carfax и согласован с покупателем. Когда машину привозили на таможню, покупатели снова приглашались в офис, чтобы отдать деньги за растаможку. И только потом можно было приезжать за машиной. Большинство «кинутых» клиентов говорят, что когда-то решились связаться Expocars именно потому, что фирма работала и успешно выдавала их знакомым машины. Но примерно в начале лета фирма решила «упростить» схему получения прибыли — машины не покупать и не привозить, а остановиться только на собирании денег.
Первое заявление в УБЭП ЮЗАО о недобросовестности фирмы Expocars поступило еще в июне, второе — в начале октября.
Но клиенты забрали свои жалобы, как только им вернули авансовые платежи. 18 октября, в день, когда выяснилось, что все сотрудники фирмы скрылись, прихватив с собой компьютеры и деньги клиентов, в УБЭП ЮЗАО было подано уже несколько десятков заявлений, сообщил «Газете.Ru» источник в УБЭП.
«Мы с мужем долго выбирали фирму, чтобы купить себе машину на американском аукционе, — рассказывает Роза Х. одна из потерпевших. — Выбрали Expocars, потому что поверили, что это нормальная, честная контора. У них внятный сайт, многоканальный телефон, по которому отвечают очень вежливые и грамотные менеджеры, и чистый офис в приличном бизнес-центре на улице Вавилова». Роза и ее муж впервые приехали в Expocars в начале июля, заключили договор о намерениях и заплатили $800 — 10% от стоимости Toyota Camry 2000 года, получив на руки копию договора и заверенную расписку. «Как и обещал менеджер, через десять дней нам позвонили и прислали данные на машину из Carfax и фотографии «нашей» Camry на фоне Нью-Йорских вывесок. Мы заплатили за нее $8000, совершенно не сомневаясь в честности фирмы», — рассказывает Роза. Даже когда через положенные 45 дней машина еще не приехала в Москву, клиентку смогли убедить, что это проблема с паромами и волноваться не о чем. К началу октября Camry опаздывала уже на два месяца. «Наш менеджер дико извинялся за задержку, говорил, что автомобиль уже на таможне, прибудет буквально на днях и нам сделают на него скидку $1200, чтобы мы не отказывались от машины и заплатили таможенный сбор. Мы и оплатили».
Приехав 18 октября забирать машину, клиенты оказалась перед запертыми дверями офиса.
Вахтер сказал, что фирмы нет и «уже человек сорок уехали в УБЭП писать заявления».
«В УБЭП у нас сначала не хотели принимать заявления. Пришлось давить и скандалить, чтобы каждому дали ручки и бумагу и рассадили по кабинетам», — вспоминает Роза. По ее словам, следователи утверждали, что уже давно следили за фирмой, но сделать ничего не могли и вот теперь смогут перейти к «оперативным мероприятиям». Правда, пока к «мероприятиям» перешли сами потерпевшие, люди по большей части состоятельные. «С помощью частных охранных структур кто-то из клиентов нашел директора фирмы. Им оказался 28-летний наркоман, то ли из Балашихи, то ли из Желознодорожного, на котором числится 117 фирм», — рассказала Роза. «Мы нашли и тех, кто Expocars зарегистрировал и выдал им лицензию. Привезли их данные в УБЭП, но, задержав этих людей, их почти сразу и отпустили».
Уголовное дело по пропавшей фирме прокуратурой Юго-Западного округа до сих пор не возбуждено.
<1>И, даже если оно будет возбуждено, не совсем понятно, кого будут искать правоохранительные органы: за неделю мошенники могли не торопясь вывезти из страны не только деньги, но и свои семьи.
В пресс-службе столичного УБЭП от официальных комментариев отказываются, но ситуацию вокруг Expocars не отрицают. «Заявления потерпевших сейчас проверяются, на это нужно еще пара дней», — ответили в пресс-службе.
Юрист Международной конфедерации обществ потребителей Диана Сорк, считает, что в этой ситуации потерпевшим помочь уже нельзя. «Можно, конечно, добиваться справедливости и оспорить решение прокуратуры, и дело, скорее всего, будет возбуждено, но украденных денег это не вернет, — объясняет Сорк. — Если бы директор фирмы не был подставным лицом, потерпевшие могли бы подать на него в суд за неисполнение обязательств. Сейчас это невозможно». По ее словам, предотвратить потерю денег можно, только избегая обращаться в фирмы, предлагающие подозрительно выгодные условия, и застраховав риск исполнения договора.
Впрочем, мы обзвонили несколько крупных страховых компаний с просьбой застраховать заключение договора о покупке машины на американском аукционе. Нам везде отказали.