Появление единой автоматизированной базы, которая объединила бы информацию обо всех зарегистрированных в России машинах, выданных страховых полисах и произошедших ДТП с указанием виновников, предусмотрено в законе об ОСАГО. Она необходима для нормального функционирования рынка автогражданки, когда любой страховщик может узнать историю клиента, нажав на кнопку в компьютере. Пока база не запущена, автомобилист, получающий по закону повышающий коэффициент к страховке в случае ДТП, может избежать «наказания». Для этого достаточно поменять страховщика, заявив, что до этого не страховал свою автомобильно-гражданскую ответственность.
По заверению представителей страховых компаний (СК) и Российского союза автостраховщиков (РСА), после создания информационной базы ОСАГО, они будут настолько защищены от мощенничеств, что смогут не только вычислить аферистов, но и перейдут к упрощенной процедуре оформления мелких ДТП, на так называемый «европейский протокол».
По этой системе, для оформления аварий с минимальным ущербом без жертв не нужно вызывать ГАИ — все документы составляют представители страховых компаний. И за компенсацией потерпевший обращается к своему страховщику, а не в страховую компанию обидчика, как сейчас.
За два года действия ОСАГО, пока специалисты РСА разрабатывали пилотные проекты базы, страховые компании столкнулись с тем, что ГАИ не хочет делиться с ними информацией. Эта скрытность объясняется ленью или невнимательностью сотрудников ГАИ, из-за которой потерпевшие не могут получить возмещение за аварию. По данным РСА, московские гаишники, например, не дают копировать представителям СК материалы дел по ДТП (в том числе схемы аварий, протокол осмотра места происшествия и даже объяснения участников), отговариваясь, что «предоставят эту информацию только по запросу следственного органа или суда». А в Новосибирской области говорят, что у них нет ксерокса или бумаги для копий. В Екатеринбурге представители ГАИ отказываются выдавать потерпевшему копию протокола и постановления о привлечении к ответственности виновника аварии, без которых он не может получить компенсацию в страховой. Или выдают недействительное постановление, забыв поставить на него печать. Иногда гаишники заставляют страховщиков платить лишние деньги, вписывая в справку об аварии повреждения автомобиля, не относящиеся к данному ДТП.
<1>По словам директора по правовым вопросам РСА Олега Пилипца, из-за неповоротливости большинства региональных управлений ГАИ, страховые компании не могут получить необходимые для выплат документы и указанный в законе двухнедельный срок на выплату не соблюдается.
Но хуже всего приходится потерпевшим в ДТП Свердловской области, там по информации РСА, сотрудники ГАИ вообще не выезжают для оформления мелких аварий.
Инспекторы приезжают, только если есть пострадавшие, а без справки об аварии ни одна страховая просто не примет заявление от потерпевшего. «Конечно, нужно переходить на европейский протокол и разгружать ГАИ, — убежден Пилипец. - Они будут заниматься серьезными авариям, теми, в которых пострадали люди и разобраться в случившимся могут только специалисты. А мы будем оформлять все остальные ДТП. Тогда и к страховщикам будет меньше претензий и к гаишникам».
Теперь, когда было принято постановление правительства «Об обмене информацией при осуществлении ОСАГО», любые протесты гаишников сотрудничать со страховыми компаниями будут незаконны.
Согласно опубликованному во вторник постановлению, МВД должно будет вовремя и полностью пополнять единую информацию базу данными об автовладельцах, о зарегистрированных машинах и обо всех дорожно-транспортных происшествиях. Минсельхоз и военные обязаны предоставлять сведения о своем автопарке. В разговоре с корреспондентом «Газетой.Ru» Олег Пилипец предположил, что база может заработать уже в ноябре этого года.
Но это будет только пилотный проект в нескольких регионах России — Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской и Ростовской областях, Ставропольском и Краснодарском краях и республиках Северного Кавказа. Когда заработает единая база по всей стране пока никото точно сказать не может. Вероятно, намного быстрее данные из пилотного проекта могут попасть на прилавки радиорынков. Хотя в РСА сейчас уверяют, что информационная база строится таким образом, что пользователи будут получать данные только на конкретный запрос по машине-водителю. Полный список записей будет храниться за семью печатями и будет доступен крайне узкому кругу лиц. Впрочем, гаишники сейчас тоже считают свои данные секретными.