Дизайнерские ночи — слеты, неформально организуемые на каждом автосалоне. По рассказам знатоков, никто толком не знает, где это случится и когда, но съехавшиеся на автосалон дизайнеры к ночи непременно сбиваются в рабоче-развлекательную тусовку.
Московская ночь идеально подходила для полетов фантазии — все происходило на 7 этаже летно-испытательного центра (монструозный «почтовый ящик» на Яузе), куда старинный задыхающийся лифт доставил сотни полторы обаятельных представителей поколений X, next и sms. Организаторами первой ночи выступили Британская высшая школа дизайна, промдизайнерский ресурс Designet.Ru и «наш человек в Европе» — Владимир Пирожков, ведущий дизайнер по интерьерам Toyota, автор внутренностей Citroen C3 и C5, а также серии концептов.
Хотя корпоративно-культурный Пирожков от расспросов о своей работе изящно уклонился, некие этюды будущего удалось заполучить.
Дизайнер уверен, что внешне машины станут толще, выше и похожи на коров.
Виной тому ужесточение норм безопасности, призванных сохранить голову жертвам ДТП. Чтобы не допустить удара пешехода о лобовое стекло, конструкторам придется оставлять десять сантиметров пространства между двигателем и крышкой капота — так, чтобы жертве при столкновении было что продавить. В итоге кузова просто обречены «распухать». Неизвестно, как это скажется на кривой увечий, а на работе дизайнеров это уже сказалось. Как рассказал дизайнер «АвтоВАЗа» Алексей Плюхин, «Калину» уже «почти подвели» под нормы травмобезопасности, так что машины 2008–2009 гг. будут вполне соответствовать новым еврореалиям.
Если говорить об общих тенденциях в дизайне, то, как заметил дизайнер Toyota, художники стремятся сделать интерьер больше, а экстерьер — меньше, то есть машины должны будут дарить больше полезного пространства внутри и занимать в городе визуально и практически все меньше бесполезного места. Кроме того, тенденция сегодняшнего дня — добиться гармонии облика машины с окружающим пространством. Речь не идет о привлечение природных форм для дизайнерских решений, как было с биодизайном поздних восьмидесятых, а о поиске формы, позволяющей гармонично вписать автомобиль в городской или природный ландшафт. Например,
в Toyota сейчас стараются «создать имидж гибрида между природой и механизмом».
В идеале цель «Дизайнерских ночей» — свободно свести всех со всеми: удавшихся дизайнеров, новичков-мечтателей, студентов, работодателей, подрядчиков. На первой московской «ночи» автодизайнеров было немного, событие было изначально нацелено на промдизайн в целом. Впрочем, молодые творцы с радостью демонстрировали диски и эскизы старшим товарищам.
Где лучше искать себя дарованиям? Профессор Никита Розанов, завкафедрой дизайна средств транспорта МГХПУ им. Строганова, уверен, что искать себя стоит, прежде всего, в России, так как «на Западе мы особо никому не нужны, а перспективы здесь были, есть и будут».
Алексей Плюхин с «АвтоВАЗа» уверен, что стоит поработать в российском автопроме ради исполнительского мастерства и знания технологий, тем более, «после этого человек сможет работать везде».
Старая советская система возлагает на дизайнера не только разработку эскизного дизайн-проекта, но и «ведение» его на бумажно-технических стадиях моделирования и проектирования.
Автохудожник Александр Захаров, автор дизайна гоночных автомобилей «Формула-Русь», «Формула-3» и «Мюллер-Пилот», убежден, что отечественным творцам имеет смысл реализовать себя через мировой автопром. Там наши имеют все шансы, поскольку «всегда умели делать минимальными средствами максимальные вещи» и обладают отличной генетикой («посмотрите, какие девушки здесь ходят!»).
Владимир Пирожков признает, что в сфере дизайна на Западе очень жесткая конкуренция и оформить документы на работу там крайне сложно: «Нужно прыгнуть через голову». Но все же двигаться придется на Запад: «Здесь не найти счастья, здесь нет поддержки со стороны индустрии». По Пирожкову, стоит сначала учиться здесь, устроиться на практику там и искать там зацепки.
Классические розовые сны дизайнера сродни мечтам молодой актрисы: отловить мастера, показать ему себя и наутро проснуться звездой прямо в первом классе рейса Москва — Ницца.
И, кажется, это возможно, когда юноша, окруженный толпой любопытных, демонстрирует мэтру наброски под его ободряющие «вот это хорошо...», «нужно больше идей!». Может ли самородок с улицы так красиво прорваться в реально проектирующий автопром? По мнению Алексея Плюхина, теоретически — да, но на памяти дизайнера таких примеров не было. Владимиру Пирожкову с однокурсником удалось в 90-х напроситься на стажировку в Швейцарию.
Наши автодизайнеры постепенно просачиваются через «железный занавес».
Как обмолвился Владимир Пирожков, «устраиваем свердловчанина во Францию, двое ребят творят в Германии, человек пять русских — в Штатах, одну девочку пристраиваем в Италию». Так или иначе дизайн — та чудесная промышленная рулетка, где несколько гениальных штрихов реально могут сделать кассовый прорыв, марку. Именно дизайн дает сейчас заветную сверхприбыль. Пирожков приводит в качестве примера феноменальный успех Mini, который при себестоимости в $3 тыс. продается вдесятеро дороже. Почему покупают? Коненечно, heritage — очарование марки, имиджа, дизайна.
Организаторы, костяк которых, кстати, составляют земляки-уральцы, на следующий город обещают «Дизайнерскую ночь» на теплоходе и ажиотаж спонсоров. Поживем — порисуем.