— На этой неделе прошла информация, что на Украине в связи с ликвидацией ГАИ резко возросло количество аварий. Как обстоят дела на самом деле?
— Это неправда. Количество аварий действительно слегка увеличилось в 9 из 27 регионов, но связано это с курортным сезоном, а не с реформой. В Крыму в это время всегда больше ДТП, а в Киеве, например, мы сильно реорганизовали дорожное движение — разобрали часть трамвайных путей, скорость машин увеличилась, из-за этого они и бьются. Небольшой всплеск аварийности был сразу после того, как президент подписал указ о ликвидации Госавтоинспекции, люди обрадовались, что наказывать их никто не будет, словно правила для гаишников придуманы. Но это длилось буквально пару дней.
<1>— Указ был подписан месяц назад, и тогда Ющенко обещал, что «с завтрашнего дня никакой ГАИ в Украине не будет». Распорядился в течение трех месяцев создать новую структуру. А сейчас, пока новой службы еще нет, кто-нибудь регулирует движение?
— Инспекторы все еще работают на дорогах. Только их гораздо меньше. Они оформляют аварии, в часы пик регулируют вручную перекрестки и по-прежнему штрафуют нарушителей. Как раньше, гаишники в свободном поиске, конечно, не ходят, а выезжают целенаправленно для предотвращения аварий. Если, например, на определенном участке машины все время бьются из-за превышения скорости, то мы отправляем туда наряд — мерить скорость.
— В каком состоянии сегодня находится реформа?
— Инспекцию, во всяком случае, пока никто не расформировал. Нам президент дал три месяца, а прошел только один. За это время мы начали готовить пакет законов (их около десяти), позволяющих ликвидировать старую службу и создать новую. В сентябре будем вносить их на согласование. И когда все эти законы вступят в силу, начнем формировать патрульную службу.
— Уже известно, чем она будет отличаться от нынешней ГАИ?
— Во-первых, она будет меньше. Насколько, пока точно сказать не могу, но думаю, что существенно. Во-вторых, мы увеличим инспекторам зарплату. Правда, для начала только тем, которые стоят на дороге. Сейчас они получают 800 гривен ($158. — «Газета.Ru»), а будут получать 1200 ($238. — «Газета.Ru»). А еще мы хотим ввести систему штрафов и премий, чтобы у людей была возможность заработать дополнительные деньги честно, а не взятками.
— Ведь именно за взятки была расформирована прежняя структура?
— Нет, скорее за неправильное отношение к водителям.
— «Неправильных» гаишников вы уволите?
— Выведем за штат. То есть они останутся в составе МВД и смогут, если захотят участвовать на общих основаниях в конкурсе в новую службу. Хотя, конечно, мы будем набирать и новых людей. Что это будет за конкурс, мы как раз сейчас решаем.
— Вы использовали опыт Грузии, которая провела такую же реформу ровно год назад?
— Его использовал наш президент, когда распускал ГАИ.
— Когда новые инспекторы появятся на дорогах?
— Со всеми процедурами, думаю, к ноябрю. Сначала закончим все юридические процедуры, а потом начнем набирать и переодевать людей. Кстати, в марте мы в качестве эксперимента выпустили на дороги несколько патрулей – прообраз сотрудников новой службы. По городам они ездят вместе с милицией – это смешанные патрули. А по областям сами. Так будет действовать и новая служба.
— А вы сами-то верите в то, что новая ГАИ будет лучше прежней?
— Если бы не верил, ушел бы в отставку. Так и сделаю, если не удастся создать грамотную и надежную систему.