В опросе проведенном к двухлетию действия закона об автогражданке компанией «НИККОЛО М» приняли участие 1400 водителей из семи крупных городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Новосибирска, Екатеринбурга и Хабаровска. Социологи опрашивали подряд владельцев отечественных машин и иномарок, мужчин и женщин разного возраста. Первое, что выяснилось из анкет — сегодня закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» по сей день не исполняют 5% автомобилистов. То есть, они умудряются ездить без полисов ОСАГО. Около 20% опрошенных побывали в аварии и имеют подробное представление об общении со страховыми компаниями и ГАИ в случае ДТП.
Дальше у водителей попытались выведать их отношение к работе системы ОСАГО.
Оказалось, что 70% опрошенных положительно относятся к самой идее обязательного страхования ответственности водителей, а 46% — заявили, что застраховали бы гражданскую ответственность даже в добровольном порядке, например если закон отменят. Больше четверти водителей (27%) считают систему «не отлаженной».
Ровно две трети водителей (66%) уверенны, закон об ОСАГО приносит выгоду прежде всего страховщикам и уже только потом автомобилистам.
Почти половина автомобилистов (46%) недовольны волокитой при выплате денег страховыми компаниям. Других раздражает длительность оформления страховых случаев (28%), низкие страховые выплаты (27%), маленькие скидки при безаварийной езде (23%) и сложности при заполнении необходимых документов (15%).
39% опрошенных считают, что тарифы на ОСАГО завышены.
Больше половины водителей (54%) недовольны как страховые компании выполняют свои обязанности при ДТП, больше трети автовладельцев (36%) недовольны как в таких случаях работает ГАИ.
Руководитель департамента «НИККОЛО М» Елена Петухова также сообщила, что мнения об ОСАГО очень сильно различаются в зависимости от региона.
Лучше всего к автогражданке относятся в Москве: 75% москвичей-автовладельцев оценивают ее «скорее хорошо». В Хабаровске таких 64%, в Ростове — 59%, а в Санкт-Петербурге лишь 10% опрошенных положительно оценили исполнение закона об ОСАГО.
Впрочем, вице-президент ОАО «Росгосстрах» Игорь Игнатьев считает, что главным результатом исследования стала не оценка водителей, а сам факт, что «ОСАГО состоялось в России, как институт социальной жизни. Сейчас последствия 78% всех аварий оплачивают страховые компании», — говорит Игнатьев. Кроме того, по его мнению развеян миф о неисполнении российских законов — «50% из тех, у кого нет полиса, собираются его оформить».
Почти половина претензий к автогражданке, относится не к страховым компаниям, а к работе ГАИ. Начальник управления ГАИ России Владимир Кузин объясняет причину возмущения трети водителей долгим ожиданием инспекторов на месте ДТП, ежегодным ростом числа аварий. «Количество аварий увеличивается, а штат ГАИ остается прежним. Нам просто не хватает сотрудников, отсюда и долгое ожидание, и пробки». Кузин говорит, что с момента принятия закона об ОСАГО предлагал оформлять мелкие ДТП без участия ГАИ. «Но для этого нужно менять законодательную базу, а этим никто не занимается».
Страховщики на словах тоже не против упрощения системы оформления документов. Заместитель исполнительного директора РСА Андрей Батуркин пообещал «в ближайшие годы переход на систему «европейского протокола», когда участники аварии будут обмениваться полисами, а потерпевший обращаться к «своему» страховщику за компенсацией. Выяснять, кому придется платить в каждой конкретной аварии страховщики должны уже без участия водителей. Правда, пока, по словам Батуркина, это только проект. Кроме того, он в очередной раз выступил за сохранение действующих тарифов. «Еще не собрано достаточно статистики, чтобы судить о справедливости сегодняшних тарифов», — уверяет Батуркин. — «Повышать их пока тоже не имеет смысла».
Вероятно, повышение тарифов действительно не улучшило бы отношение водителей к обязательному страхованию. Большинство опрошенных к двухлетию ОСАГО признались, что хотели бы отмены «обязаловки». Многие говорили о необходимости перехода к страхованию водителя, а не автомобиля вместе с водителем, упрощения процедуры оформления мелких аварий, сокращения срока выплаты и, конечно же снижения стоимости страховки.