Закон об обязательном страховании гражданской ответственности (ОСАГО), вступивший в действие два года назад, обещал облегчить потерпевшему в аварии получение компенсации ущерба. Но страховая компания принимает документы для выплаты, только если авария оформлена сотрудниками ГАИ и ее клиент признан виновным группой разбора или судом. Участники ДТП вызывают дорожную милицию и ждут, перегородив проезжую часть, когда приедет гаишник, все посмотрит, померит и выдаст справку о ДТП. Иногда ожидание растягивается на часы. По теории, то есть следуя правилам дорожного движения, участники «несложной» аварии без потерпевших могут зарисовать и сфотографировать место происшествия сами и приехать на ближайший пост ГАИ для оформления. Но так на дороге расходятся немногие — из-за опасений не получить страховку.
Улучшить эту систему, по идее, могло бы создание службы аварийных комиссаров, которая должна полностью заменить гаишников в оформлении хотя бы аварий без пострадавших. В конце прошлой недели на заседании круглого стола по вопросам создания службы аварийных комиссаров, проведенного Движением автомобилистов России при поддержке МВД, начальник кафедры Академии управления МВД РФ Анатолий Кононов предположил, как может выглядеть новая структура: достаточно большой, чтобы охватить все крупные города страны, ежедневной и круглосуточной. Необходимо создание «единой сети диспетчерских служб» и «сети территориальных станций», чтобы аварийный комиссар мог добраться до места ДТП в течение 15–20 минут. Каждый аварком должен не только приезжать на место аварии и выдавать справки для страховых компаний, но и уметь самостоятельно определить виновного ДТП, провести экспертную оценку размера нанесенного ущерба. Служба, считает теоретик из МВД, может быть создана «как коммерческая организация, в качестве государственного учреждения или как техническое подразделение ДПС». Финансировать же все это, по его мнению, должен Российский союз автостраховщиков (РСА) из фонда, созданного на отчисления по ОСАГО.
Службы аварийных комиссаров существуют и сейчас – самостоятельные либо при страховых компаниях. Специалисты обещают приехать на место ДТП оформить документы, договориться с ГАИ, помочь эвакуировать машину и взять на себя все общение со страховой компанией. Стоят такие услуги от $30 за выезд.
Источник в Управлении ГАИ России сомневается в необходимости создания службы аваркомов. «Пусть решение о ее создании и будет принято, но где найти такое количество специалистов, чтобы функции автоинспекции можно было передать новой структуре?» — недоумевают в ГАИ. Кроме того, в управлении уверяют, что давно пережили резкое увеличение вызовов инспекторов на мелкие аварии и «вполне справляются с ситуацией».
Заместитель исполнительного директора РСА Андрей Батуркин сказал «Газете.Ru», что союз принципиально не возражает против создания службы аварийных комиссаров.
Аваркомы вполне могут упростить жизнь и страховщикам, и клиентам, что показывает опыт страховых компаний, предлагающих эту услугу при полной страховке авто-каско. Правда, этот же опыт показал, что это не очень выгодно.
Батуркин считает, что создание подобной системы в рамках ОСАГО сейчас невозможно, потому что «существующая структура страховых тарифов не предусматривает оплату аварийных комиссаров. Значит, создавая эту службу на деньги страховщиков, придется повышать тарифы. Кроме того, если РСА будет за это платить, он будет и устанавливать правила игры».
Профессор МАДИ Татьяна Литвинова убеждена, что создание еще одной громоздкой структуры — абсурд. «Если в аварии есть пострадавшие или погибшие, значит, было совершено, хоть и не предумышленное, но преступление, — говорит эксперт по безопасности дорожного движения. — Без милиции его разбирать нельзя».
«Если пострадавших в ДТП нет — закон и сейчас разрешает участникам ДТП самостоятельно оформить аварию и просто поехать в ГАИ за справкой».
Литвинова не видит смысла создавать еще одну новую структуру, если государство не может отладить уже существующую.