Конституционный суд (КС) занялся проверкой закона об ОСАГО два месяца назад. Слушания о соответствии автогражданки основному закону страны были инициированы группой депутатов Госдумы, Госсобрания Республики Алтай и Волгоградской областной думы, а также жалобой частного лица – жителя Ростова-на-Дону Сергея Шевцова, – которые КС объединил в одно дело. В первую очередь подвергалась сомнению конституционность самой концепции закона: без полиса запрещено пользоваться автомобилем, что, по мнению депутатов Госдумы, противоречило не только Конституции, но и Гражданскому кодексу.
Другой претензией было то, что закон ограничивает автомобилистов в праве выбора страховой компании, потому что продавать полисы имеют право только компании – члены Российского союза автостраховщиков. Под сомнение ставились также экономическая обоснованность тарифов на ОСАГО, недостаточность сумм выплат и отсутствие скидок малоимущим гражданам.
Конституционный суд отклонил все претензии истцов к ОСАГО включая антиконституционность самого закона, кроме одной, но весьма важной.
Судьи посчитали противоречащей Конституции статью 5 закона об ОСАГО, в которой правительству России позволяется произвольно, без оглядки на другие законы, определять правила обязательного страхования.
На основании этой нормы закона правительство своим постановлением (№ 263 от 7 мая 2003 года) приняло «Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», которые, как указал КС, подменяют некоторые понятия самого закона об ОСАГО. В результате получилось, что для пострадавших в ДТП слишком усложнены процедуры получения страховых сумм, а страховым компаниям удается снижать размеры возмещения вреда. В то же время КС подтвердил полномочия правительства назначать тарифы на автогражданку и отказался признать ОСАГО скрытым налогом.
Теперь депутатам Госдумы по решению КС придется подправить ОСАГО, ограничив в нем полномочия правительства, а кабинету министров переработать «Правила ОСАГО».
Тем не менее суд отметил, что действующие «Правила страхования» и заключенные по ним договоры ОСАГО не теряют юридической силы.
Конституционный суд подтвердил некоторые претензии к действующему закону. Так, глава Росстрахнадхзора Илья Ломакин-Румянцев неоднократно заявлял, что одна из основных проблем действующего закона — процесс урегулирования взаимоотношений между страхователем и страховщиком, который во многом определяет отмененные Конституционным судом «Правила страхования». Например, для потерпевшего в ДТП бывает проблематично добиться выплаты компенсации. Неточно определены, по мнению главы ФССН, лимиты страховых сумм при множественных жертвах аварии, а иногда сумма компенсации превращается в насмешку над потерпевшими.
Решение конституционного суда вступило в законную силу. У правительства есть три месяца на приведение «Правил страхования» в соответствие решением Конституционного суда. Не исключено, что правительство уже через две недели учтет решение КС во время рассмотрения на своем заседании вопросов, связанных с ОСАГО, считает полномочный представитель правительства РФ в Конституционном суде Михаил Барщевский. Обсуждение проблем с законом назначено на 9 июня. Уже известно, что к заседанию кабинета министров Минфин готовит предложение по изменению поправочных коэффициентов к базовому тарифу, что может в некоторых случаях снизить итоговую стоимость полисов. Барщевский, впрочем, считает, что тарифы по ОСАГО снижать не нужно, а лучше повышать максимальные размеры выплат. Кроме того, он считает необходимым введение «полисов выходного дня» и упразднение шестимесячного минимального срока страхования.