15 апреля истекает срок, отпущенный премьер-министром Михаилом Фрадковым на согласование постановления о снижении пошлин на автокомпоненты для промышленной сборки между профильными ведомствами — Минэкономразвития, Минпромэнерго и Минфином. Как сказали «Газете.Ru» в МЭРТ, все вроде бы уже согласовано, осталось лишь утвердить этот порядок, что произойдет в самое ближайшее время. После чего постановление, цель которого привлечь в Россию иностранных производителей автомобилей, сможет вступить в силу.
Эффект от постановления уже ощущается — японская Toyota готова к подписанию меморандума о намерении построить завод под Санкт-Петербургом, сообщила глава департамента инвестиционной политики Минэкономразвития РФ Светлана Ганеева. Площадка для строительства завода Toyota уже выбрана — новая промзона Шушары в черте Санкт-Петербурга.
По данным МЭРТ, Toyota начнет создавать производство на 25 тыс. машин в год, затем собирается увеличить его до 100 тыс. Ганеева подчеркнула, что речь идет об очень крупном проекте, но не стала уточнять сумму инвестиций. По ее словам, все это будет отражено в инвестиционном соглашении, которое будет разработано после подписания меморандума. Представитель МЭРТ отметила, что Toyota будет осуществлять в России промышленную сборку своих автомобилей, которая предусмотрена постановлением о снижении таможенных пошлин на автокомпоненты. Последняя неясность в этом постановлении — определение «промышленной сборки», о которой в четверг достаточно подробно рассказал глава Минпромэнерго Виктор Христенко.
По словам министра, реализация проектов по строительству автомобильных заводов будет происходить в два этапа. Первый этап организации таких предприятий (1,5 года) предусматривает создание мощностей по сварке, окраске и сборке автомобилей количеством не менее 25 тыс. в год. Для тех, кто начинает строить «c чистого листа, а не входит в готовые предприятия, этот срок увеличен», отметил Христенко. Второй этап предусматривает прирост использования компонентов, произведенных на территории России. Через 3,5 года их должно быть 10%, через 5 лет — 20%, а через 6 — уже 30%. «Это дает российским производителям компонентов, металлургам и химикам стимул привести свои предприятия к требованиям и объемам рынка», — подчеркнул глава Минпромэнерго.
Около месяца назад руководство Toyota заявило, что откладывает строительство своего завода в России. Этот демарш последовал сразу после заявление российского премьера о необходимости отложить решение о снижении пошлин на автокомплектующие на более поздний срок. Так что не исключено, что и заявление об отсрочке было адресовано именно российским чиновникам.
В российском представительстве компании Toyota информацию относительно строительства завода пока комментировать отказываются. А в европейском офисе Toyota Motor заявляют, что «Toyota еще не приняла решение о создании производства в России», — передает «Интерфакс».
Как сообщил «Газете.Ru» пресс-секретарь Минэкономразвития Константин Богданов, официальная презентация тойотовского проекта пройдет 26 апреля. Тогда, видимо, и будут озвучены конкретные детали строительства и сроки запуска завода.
На сегодняшний день Toyota является одним из крупнейших продавцов иномарок на российском рынке. Но в последнее время японцы начинают сдавать позиции компаниям, имеющим сборочные производства в России. По результатам продаж иномарок в прошлом году японцы уступили первое место Hyundai, а в первом квартале 2005 года «Тойота» спустилась на четвертую позицию>, пропустив вперед узбекские Daewoo и даже Mitsubishi. Поэтому повысить интерес к своим машинам снижением цен после локализации сборки — сейчас прямой интерес Toyota.
Санкт-Петербургу, родине президента Путина, похоже, уже уготована участь стать новым центром автомобилестроения в России. В Ленинградской области уже строит свои машины Ford, cкоро по соседству появится Toyota, а кроме того, именно здесь хотел бы расположить свой завод DaimlerChrysler. На днях советник президента американо-германского концерна Клаус Мангольд пообещал, что в ближайшее время концерн примет окончательное решение о строительстве завода по производству Mercedes в России. При этом Мангольд добавил, что DaimlerChrysler «имеет предпочтения» относительно места размещения своего завода, и что это — Санкт-Петербург.