В четверг, 10 февраля, в 9 часов Дом правительства начнут пикетировать участники Общероссийской акции протеста «Нет росту цен на топливо». Организаторы акции — Общероссийский профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), Российский автотранспортный союз (РАС) и Всероссийское общество автомобилистов (ВОА). Все эти общественные объединения — вполне респектабельные организации, которые в бунте трудно заподозрить. Например, ВОА входит в состав Консультативного совета общественных организаций партии «Единая Россия», а возглавляет его член «Единой России» Анатолий Карлов.
Впрочем, никакого буйства и крайних проявлений народного гнева организаторы акции протеста допускать не собираются. Участники акции просто соберутся у Дома правительства и, попикетировав, переместятся на Горбатый мост – традиционное место сбора недовольных. Водителей, желающих поддержать акцию, к Белому дому не зовут, но рекомендуют налепить на свои машины наклейки с лозунгом «Нет повышению цен на топливо» либо просто включить фары с 8 до 10 утра.
Организаторы акции собираются требовать от правительства срочных мер по снижению цен на энергоносители, являющихся, по их мнению, одной из основных причин инфляции и замедления экономического роста в России. Как рассказала «Газете.Ru» представитель пресс-службы АСМАП Антонина Камчатова, за последние два года цены на дизельное топливо и бензин выросли на 93%. В 2002 году литр дизельного топлива стоил 8 руб., сейчас — 15. При таких ценах автотранспортным предприятиям работать нерентабельно. «Из-за высоких цен на бензин, — говорит Антонина Камчатова, — предприятиям не хватает денег на обновление автопарка и зарплаты сотрудникам. Некоторые предприятия уже обанкротились, другие вынуждены сокращать штат».
Виной всему, считают в АСМАП, «произвол нефтяных магнатов и отсутствие над ними госконтроля».
На все это автотранспортники уже жаловались в своем обращении к президенту. Они просят государство либо искусственно ограничивать рост цен, либо обеспечивать соответствующие компенсации транспортникам, например, за счет налоговых послаблений. «Так делают во всех развитых странах», — утверждает Камчатова.
На вопрос, почему устроить акцию протеста решили именно сейчас, когда бензин вроде бы, наоборот дешевеет, в АСМАП ответили, что по сравнению с тем, насколько цена успела вырасти за два года, ее снижение почти не ощущается, а акцию готовили в декабре прошлого года.
По словам Камчатовой, из-за новогодних каникул «не к кому было апеллировать, а из-за долгого согласования с различными инстанциями возможность провести публичную акцию представилась только сейчас». Как прогнозируют организаторы, по всей России в акции протеста примут участие около полумиллиона человек.
Перекрывать движение в Москве, как это делали по всей стране недовольные монетизацией льгот пенсионеры, транспортники ни в коем случае не собираются. Тем не менее запланирована автомобильная демонстрация. Но не в будний день, когда в городе полно пробок, а в субботу, 12 февраля. Автоколонна примерно из 100 фур проедет по внешней стороне МКАД от Симферопольского шоссе. На машинах будут плакаты с лозунгами акции протеста. Фуры будут двигаться в сопровождении автомобилей ДПС со скоростью 20–30 км/ч. В Москву участники автомобильной демонстрации въезжать не собираются. По словам Антонины Камчатовой, так поступили, «чтобы не создавать лишних проблем с движением».
Не исключено, что акция протеста, которую стараются провести спокойно и без лишнего шума, не обойдется без стихийных проявлений недовольства. Как рассказал «Газете.Ru» председатель межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов, его организацию, несмотря на большой опыт в организации протестных мероприятий, участвовать в акции 10 февраля или в субботнем «автопробеге» не пригласили. «Организаторы наверняка уже обо всем договорились с правительством, и теперь проведут мероприятие просто «для галочки», — говорит Котов. Впрочем, пообещал Котов, члены его профсоюза не постесняются и собираются приехать без приглашения — высокие цены на топливо не нравятся никому. Для помощи в увещевании правительства бороться «с произволом нефтяных магнатов» готовятся около 40 грузовиков, которые в отличие от картежа в сопровождении машин ГАИ собираются все же въехать в пределы столицы.