Совет министров Белоруссии решил с нового года изменить систему сбора платы с иностранцев, проезжающих по белорусским дорогам. Теперь деньги будут брать не только за проезд по каждому отдельному участку международной трассы Брест – Москва, а на каждом приграничном терминале. Размер будет зависеть от вида транспортного средства (легковушка, автобус, грузовик), наличия прицепа и времени нахождения автомобиля на территории республики. Похожая система сейчас действует во многих европейских странах. Правда, там так называемая система евровиньетки применяется только для грузовиков, белорусы же по-прежнему будут брать деньги с каждой иностранной машины.
«Система евровиньетки, то есть дифференцированная ставка сбора за проезд в зависимости от времени нахождения на белорусской территории, начнет действовать с 1 января 2005 года, — сообщил корреспонденту «Газеты.Ru» первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Белоруссии Александр Минин. — Система оплаты вводится как для грузовых, так и для легковых транспортных средств».
С 1 января 2005 года для большегрузных автомобилей оплата за пребывание на территории Белоруссии в течение суток составит $40, недели – $60. Владельцы легковых автомобилей за сутки будут платить $5, за неделю – $10.
Пока евровиньетку можно будет приобрести только на пограничных переходах. Впоследствии обещают ввести оплату «за дорогу» в любом банке на территории республики.
Сейчас дорожные сборы с иностранцев получают только на основной транзитной магистрали Москва — Брест, проходящей через территорию Белоруссии. Дорога разбита на несколько участков, за проезд по каждому взимается отдельная плата. По действующим до 31 декабря тарифам разовый проезд автопоезда с иностранными номерами через всю территорию страны обойдется $155. С легковой машины собирают по $2 за каждый отрезок пути от границы с Россией до Бреста. Например, за разовый проезд от Москвы до Минска приходится платить два раза — $4.
По расчетам белорусских транспортников, по дорогам страны в течение года бесплатно проезжает порядка 1 млн легковых машин с иностранными номерами. Перекрыв терминалами все границы, с них удастся получать дополнительные доходы. Чиновники надеются, что «введение новых ставок сбора конструктивно отразится на транзите по территории Белоруссии», а улучшение придорожного сервиса привлечет дополнительные транзитные потоки, уверяют в министерстве транспорта и коммуникаций.