Начиная с августа этого года на границе Калининградской области с Польшей и Литвой скопилось около 300 автомобилей. Их владельцы (в основном перегонщики и торговцы подержанными автомобилями) до сегодняшнего дня не пересекали российскую границу и предпочитали платить по €3 за сутки хранения автомобиля в ожидании, когда администрация Калининградской области снимет запрет на ввоз льготных иномарок. Другим способом пересечь границу была бы уплата полных таможенных сборов, сумма которых существенно больше.
Пропуск через границу автомобилей с льготной растаможкой «на область» был приостановлен в августе распоряжением губернатора Владимира Егорова после скандала с аукционом по распределению льгот. Аукционную комиссию возглавлял тогдашний вице-губернатор области Савва Леонов. Комиссия под его руководством 2 августа выставила на аукцион три лота по 3800 автомобилей.
Такие огромные лоты – при стоимости квоты на один автомобиль в $100 весь пакет составлял $380 тыс. – сильно удивили участников аукциона.
Как пояснил «Газете.Ru» редактор газеты «Авторынок Калининграда» Дмитрий Пискунов, таких денег у большинства предпринимателей, участвовавших в предыдущих аукционах, не было, поэтому никто из них в торгах участвовать не смог. В результате квоты были проданы двум предпринимателям — Валерию Нивенскому и Евгению Коровину.
Вскоре после аукциона, 9 августа, УФСБ и УБОП УВД по Калининградской области провели спецоперацию по задержанию председателя аукционной комиссии — заместителя губернатора Саввы Леонова. Тогда же был задержан Валерий Нивенский, который, как полагает следствие, дал заместителю губернатора взятку в размере $150 тыс. В этот же день прокуратура Калинградской области возбудила в отношении Леонова уголовное дело по ст. 290 ч. 4 (взятка в особо крупном размере). Леонова также обвинили в лоббировании интересов Нивенского при проведении торгов, то есть в создании слишком дорогих лотов, которые было не под силу выкупить другим участникам аукциона.
Сейчас предприниматель Нивенский и бывший вице-губернатор Леонов в ожидании суда находятся в следственном изоляторе.
После истории со взяткой губернатор Калининградской области Владимир Егоров заморозил своим постановлением итоги аукциона по продаже квот. Тогда второй победитель аукциона — предприниматель Евгений Коровин — обратился в Калининградский арбитражный суд с требованием признать незаконным решение губернатора. Арбитраж 24 сентября удовлетворил его иск. Однако для ввоза иномарок решения арбитражного суда оказалось не достаточно. Каждый, кто выигрывает аукцион по квотам, должен получить от местной администрации свидетельство на ввоз автомобиля. Именно на основании этого документа таможня не должна требовать уплаты полной таможенной пошлины на автомашину. После решения арбитражного суда калининградская администрация без объяснений отказалась выдавать Коровину такое свидетельство и только в четверг утром решилась исполнить решение суда. Коровин получил свидетельства на ввоз 3 тыс. 800 автомобилей.
Как сообщил корреспонденту «Газеты.Ru» председатель Калининградского регионального отделения Движения автомобилистов России Сергей Боярских, сейчас разрешение на ввоз одной машины из пакета Коровина продается перегонщикам на границе за $1600, причем до скандала с арестом чиновника и предпринимателя нормальной ценой считалось $1200–1300. То есть скандал сыграл Коровину только на руку, и в результате создавшегося дефицита операция по перепродаже квот должна принести около $5,7 млн – примерно на миллион долларов больше, чем мог рассчитывать предприниматель.
Также Боярских считает, что перегонщики будут вынуждены покупать разрешения на льготный ввоз по завышенной цене, но все это в результате отразится на продажной цене автомобиля.
Когда же будет проведен следующий аукцион по распределению квот и по каким правилам он будет проходить, пока не известно.