«Газета.Ru» уже писала, что согласно постановлению правительства РФ № 408 от 12 августа 2004 года), в ближайшие полгода должен измениться порядок снятия с учета автомобиля при его продаже. Сейчас продать автомобиль можно несколькими способами. Самый популярный – переоформление через комиссионный магазин, который выдает новому владельцу справку-счет. Второй вариант: продавец с покупателем составляют письменный договор купли-продажи. По Гражданскому кодексу эта бумага составляется в свободной форме, после чего покупатель становится собственником автомобиля и может совершать с ним любые регистрационные действия в ГАИ. Но, как правило, при предъявлении рукописного договора гаишники требуют личного присутствия продавца. Поэтому такие бумаги чаще составляются прямо в ГАИ при регистрации машины. Третий способ — составление договора купли-продажи у нотариуса – практически не используется из-за сложности процедуры и большого количества необходимых документов. Но первым условием для переоформления автомобиля является снятие его продавцом с учета в ГАИ.
Новое постановление правительства отменяет необходимость снимать с учета автомобиль перед продажей. В нем говорится, что «юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы автомобили, обязаны снять их с учета в ГАИ при прекращении права собственности». То есть жесткое правило — хозяин должен посетить ГАИ до комиссионного магазина – отменяется.
После публикаций в «Газете.Ru» о предстоящих изменениях в порядке регистрации Главное управление ГИБДД РФ пересмотрело свое толкование документа и постаралось повторно разъяснить суть готовящихся ведомственных инструкций.
По словам заместителя начальника управления надзора ГУ ГИБДД РФ Юрия Шакирова, существенных изменений в правилах продажи автомобилей не произойдет. По его словам, ГАИ не будет требовать от владельца снимать автомобиль с учета исключительно после его продажи, а только позволит ему выбрать между снятием с учета до или после оформления купчей.
С тем, как действовать «до», все понятно, здесь ничего не меняется. А вот для того, чтобы не возникало юридических проблем при снятии с учета уже переоформленной на другого владельца машины, обязанность снимать с регистрации автомобиль прописали не за собственником автомобиля, как сейчас, а за тем человеком, на чье имя он зарегистрирован (в документах слово «собственник» заменили на «лицо, за которыми зарегистрирован автомобиль»). Шакиров поясняет, что после продажи машины «на номерах» продавец перестает быть собственником, но остается лицом, на которое автомобиль зарегистрирован. Его теперь и обязали снимать автомобиль с учета.
Получается, если регистрационным подразделениям ГАИ будут даны имено такие инструкции, существенного влияния на перепродажу автомобилей и на деятельность автомобильных рынков новые правила регистрации не окажут. Причем Юрий Шакиров считает, что комиссионные магазины и нотариальные конторы, через которые оформляется подавляющее большинство сделок, будут и после введения нового порядка работать только со снятыми с учета автомобилями. С ним не согласен юрист Максим Демин, который утверждает, что если нотариусы и комиссионки не изменят правила игры, на них можно будет подать в суд за нарушение правил регистрации и положений Гражданского кодекса. Нотариусам, скорее всего, придется перестроиться, а вот комиссионные магазины могут легко отказаться переоформить автомобиль, придумав формальную причину отказа — вроде низкой цены автомобиля.
То есть получится, что продаваться не снятые с учета машины будут только по рукописным договорам купли-продажи. Как убеждают в ГАИ, у владельцев таких машин будет возникать больше проблем, чем удобств. Кроме опасности приобрести краденый автомобиль новый владелец попадает в зависимость от продавца: зарегистрировать автомобиль на себя он сможет только после того, как ее снимет с учета прежний владелец. А у бывшего хозяина машины не будет особых стимулов отсиживать очередь в ГАИ, чтобы выполнить эту формальность.
Тем более что никаких «обязательных сроков снятия с учета после продажи» ГАИ назначать не собирается, как и наказаний за владение автомобилем, зарегистрированным на другого человека. Получается, новому владельцу также не будет особого смысла регистрировать автомобиль на себя.
Таким образом, может появиться значительное количество автомобилей, зарегистрированных на одного человека, а принадлежащих другому. В принципе такая ситуация не противоречит закону и не должна доставить неприятностей ни продавцу, ни покупателю. По мнению адвоката Валерия Ястребова, проблема возникнет, только если не прошедшая перерегистрацию машина совершит ДТП, а водитель скроется с места происшествия. Тогда ГАИ будет искать машину по номерам и придет к старому владельцу. Если тот сможет доказать, что продал машину, с него взятки гладки. Если же у него не окажется договора купли-продажи (потерял или просто не оставил себе второй экземпляр), отвечать в суде за ДТП придется бывшему владельцу, то есть тому, за кем машина записана в базе ГАИ. Да и суд может признать владельцем того, на кого автомобиль зарегистрирован. «Хотя по закону право собственности на машину переходит в момент передачи денег, многие судьи считают, что автомобиль переходит в собственность другого человека только после того, как автомобиль перерегистрировали в ГАИ, — говорит Ястребов. — Хотя по закону это неправильно».
У нового владельца могут возникнуть проблемы и с инспекторами ГАИ на дороге. «У милиционеров может возникнуть соблазн задержать водителя за езду без документов на машину или за угон, ведь в свидетельстве о регистрации будет совсем другое имя, — считает юрист Максим Демин. — Машину забрут на штрафстоянку, и водителю придется платить за получение машины, а уже потом пытаться отсудить деньги. Либо подавать сразу в суд и ждать полгода или год — пока закончится судебный процесс. Все это время машина будет находиться на штрафстоянке».