Советский и российский одноместный ударный вертолет Ка-50, известный в России под названием «Черная акула», предназначен для поражения бронетанковой и механизированной техники, воздушных целей и живой силы на поле боя. Стал широко известен благодаря одноименному кинофильму начала 1990-х.
Как и другие вертолеты фирмы «Камов», его отличает особая соосная схема несущих винтов (пара установленных параллельно винтов вращается в противоположных направлениях вокруг общей геометрической оси). Считается, что такая сложная конструкция делает вертолеты более компактными, маневренными и устойчивыми.
Вертолет разрабатывался в 1980-е годы, а государственные испытания проходил в начале 1990-х. Считалось, что в машине собраны самые передовые отечественные технологии того времени, максимально автоматизировавшие управление вооружением. Впервые в вертолетостроении на Ка-50 было установлено катапультное кресло: во время катапультирования сначала отстреливались лопасти, затем часть кабины и само кресло.
До настоящего времени всего было выпущено не более 20 машин К-50, включая испытательные образцы. Вертолеты Ка-50 успели принять участие в боевых действиях во время второй чеченской военной кампании.
Сейчас их производство фактически прекращено, однако продолжается выпуск двухместной версии этой машины — Ка-52.
35 лет «Черной акуле»
close