The New York Times написала, что солдаты ВСУ собирают из любительских дронов боевые. Подобные самодельные БПЛА хорошо показали себя в бою, поэтому на Украине наращивают их производство.
«Ночью мы бомбим, а днем думаем, как получить новые беспилотники. Это постоянный квест», — рассказал 44-летний Олесь Маляревич, офицер 92-й механизированной бригады.
Как отмечается в статье, потребность в дронах делает Украину зависимой от поставщиков беспилотников, в том числе от Китая.
Проблема с китайскими дронами
КНР производит дешевые потребительские дроны, однако 1 сентября в Китае вступили в силу новые правила, ограничивающие экспорт компонентов БПЛА.
«Мы изучаем все возможные способы экспорта беспилотников из Китая, потому что, что бы там ни говорили, они производят больше всего», — заметил Маляревич.
По данным исследовательской группы DroneAnalyst, DJI — крупнейший китайский производитель дронов — занимает около 90% рынка, производя аппараты для фотографов, любителей активного отдыха и видеооператоров.
Сейчас купить подобные БПЛА сложно, так как в апреле 2022 года компания прекратила продажи своей продукции на Украине и в России. Китайские предприятия, желающие торговать на украинском рынке, вынуждены использовать сложную сеть посредников, что затрудняет поставки товаров.
Министр по цифровой трансформации Украины Михаил Федоров сказал, что некоторые небольшие компании столкнулись с проблемами со стороны поставщиков из Китая.
«Но говорить о том, что существуют какие-то сверхкритические проблемы, которые препятствуют развитию, — такого нет», — подчеркнул Федоров.
Сколько дронов нужно Киеву
По данным британского аналитического центра по вопросам безопасности, Украина теряет около 10 тысяч дронов в месяц. Из-за новых правил Китая в преддверии зимы проблема с поставками комплектующих для беспилотников может обостриться. Авторы статьи пишут, что государство выделило $1 млрд на программу поддержки стартапов по созданию дронов, а также на другие меры, которые помогут импортировать комплектующие.
«Даже если вы видите на компоненте маркировку типа «Америка» или «Австралия», он по-прежнему полностью производится в Китае. Создать что-то, что могло бы эффективно заменить Китай, практически невозможно», — утверждает Алексей Колесник, основатель Reactive Drone.
NYT выяснила, что дроны, которые все лето атаковали Москву, были модернизированы на Украине. Заменить Китай в качестве поставщика беспилотников сложно, однако Украина смогла найти запчасти в Европе, США и на Тайване.
Почему КНР ввела ограничения
Reuters со ссылкой на Министерство коммерции КНР сообщило, что с 1 сентября Китай ограничивает экспорт БПЛА и оборудование для их беспилотников с целью «защиты национальной безопасности и интересов».
Теперь под экспортный контроль попадают ряд двигателей для дронов, лазеры, оборудование связи и системы защиты от беспилотников, причем это касается и устройств, которые не предназначены для военных действий.
«Мы никогда не разрабатывали и не производили продукцию и оборудование военного назначения, как и никогда не продвигали и не продавали нашу продукцию для использования в военных конфликтах или войнах в какой-либо стране», — прокомментировала пресс-служба компании DJI.
Флот морских дронов на Украине
Украинский президент Владимир Зеленский во время речи на форуме оборонных индустрий в Киеве 30 сентября заявил, что Украина создает первый в мире флот морских дронов:
«Мы создаем первый в мире флот морских дронов. <...> Мы начали производство орудий и снарядов натовских калибров».
Зеленский подчеркнул, что развитие оборонного производства на Украине сейчас является приоритетом. Украинская сторона уже обсудила варианты партнерства в этой сфере с США, Великобританией, Францией, Турцией, Швецией и Чехией.
Во время форума генеральный директор турецкой Baykar Халук Байрактар сообщил, что компания инвестирует около $100 млн в строительство завода по производству БПЛА на Украине.
«...процесс пошел. Строительство уже начато. На его завершение понадобится около 1,5 года», — утверждает бизнесмен.