Информационная война против России, развязанная Киевом и Западом, впечатляет и пугает. Не только своими масштабами, но и бессовестностью, переходом всяких границ. Хотя о какой совести можно говорить, когда мы касаемся вопросов пропаганды, когда во главе угла маккевиалистское «цель оправдывает средства». Если рассматривать историю человечества именно через призму технического прогресса, это будет последовательное развитие, ряд принципиально важных скачков. Каждый из них представляет собой выработку максимально эффективного способа воздействия на массы.
Важно понимать, что слово «пропаганда» появилось в XVII веке в Ватикане, но до Первой Мировой оно имело позитивный смысл, хотя бы формально — «распространение веры». Потом уже стало синонимом обмана. Но к тому времени, когда понятие «пропаганда» стало окончательно политическим, когда оно кристаллизовалось, сформировались основные ее методики и принципы. Итак, до XVII века не существовало слова «пропаганда», но было само явление.
По сути, сегодня Интернет вобрал в себя весь исторический опыт, и перевел его в условную систему нулей и единиц, в так называемую матрицу. Однако первая глобальная сеть возникла именно в средние века. Грубо говоря, интернет того времени — это церковь. Можно сказать, христиане победили язычников в информационной войне. Когда христианизировали территории, когда сбрасывали в воду идолов и истуканов, это было частью информационной войны. Когда сжигали манускрипты, это также было частью глобального процесса. Оставить после оппонента туман недоговоренностей и домыслов — это мечта любого пропагандиста. Вот сегодня Киев стремится к тому, чтобы с одной стороны очернить Россию, с другой стороны — чтобы уничтожить улики преступлений собственного режима против народа.
Вот основные принципы пропаганды, которые родились в средние века. Это метод устрашения. Князь Святослав когда шел войной на какую-нибудь страну, он посылал депешу: «Иду на вы». Это воздействовало посильнее копья, потому что если испугался до начала боя, ты уже проиграл. А у страха глаза велики, и об этом знает пропаганда. Нагнетание истории с Запорожской АЭС — это именно сеяние паники. Только в масштабах, которые не снились князю Святославу.
Как работает визуализированная пропаганда
Когда Киев снимает видеоминиатюры, постановочные сражения, где инсценирует победы ВСУ и нацбатов, это, увы, находит свою аудиторию. А ведь один из далеких предков визуализированной пропаганды появился почти тысячу лет назад. Есть такой «Ковер Байе», или «Гобелен Байе». На нем изображена история нормандского завоевания Англии 1066 года. Это на первый взгляд исторический источник, сторителлинг — хронологически выстроенная последовательность сцен. От отправки последнего англосаксонского короля Гарольда в Нормандию — до битвы норманнов с англосаксами при Гастингсе и гибели Гарольда. При втором приближении выпирает пропаганда. Это нормандская точка зрения на события. Гарольд изображен лицемерным, его оппонент нормандский герцог Вильгельм — смелым и открытым. Борцом за правое дело. Гарольда, который «плохой», согласно нормандской версии, даже короновал отлученный архиепископ Стиганд, а не вполне легитимный архиепископ Элдред, как было на самом деле.
С учетом того, что читать и писать почти никто не умел, народу показывали картинки. Нормандцы убеждались, что их герцог — герой, борец за правое дело, а его противники трусливы, вероломны и порочны. Интересно, что «Ковер Байе» уже в XIX веке при попытки завоевании Англии взял с собой Наполеон, дабы подчеркнуть историчность момента, но после поражения ковер снова отправился в музей. Потом уже в XX веке ковер захватили нацисты-оккультисты из Аненербе. В Третьем Рейхе любили такие «ламповые» артефакты. «Ковер Байе», первые экземпляры трудов Ницше, копье, которым якобы убили Иисуса.
Не уступал в силе воздействия метод устной пропаганды. Это пропаганда с амвона, выступление с проповедью, пропаганда мнения. Это глашатаи, выкрикивающие новости нужного формата, а также указы. Очень часто какой-нибудь герцог нанимал глашатаев с целью повышения своего престижа. Пиар.
Другие виды пропагандистских техник средневековья — ритуалы, публичные жесты. То, что делается регулярно, закрепляется на подкорке.
Наконец, исторические хроники. Любая компиляция фактов — уже интерпретация, а любая интерпретация заключает в себе элемент пропаганды. Естественно, хроники не были доступны безграмотным массам, поэтому их изучали агенты влияния, инфлюэнсеры своего времени, и доносили до толпы.
Каждый монастырь имел свою хронику, монастыри образовывали информационную сеть. Когда появились рыцарские ордена — госпитальеры, тамплиеры, францисканцы, они были одновременно и воинами, и монахами, и чем-то вроде блогеров (жили на донаты от паствы), и инфлюэнсерами. Крестовые походы, инициированные церковью, это результат пропаганды. Там включался и визуальный, и устно-пропагандистский аспект. Кстати, когда мы говорим о тамплиерах, нужно понимать, что в истории падения и гибели ордена нет ничего мистического. Они сказочно разбогатели, потом Филипп IV Красивый им неплохо задолжал, и потом он решил, что проще деньги не отдавать, а через папскую пропаганду очернить орден, обвинив его в связи с дьяволом. Это до боли известный метод «создания образа врага».
Дальше новый этап. Годом изобретения книгопечатания считается 1445 год. Появилась возможность тиражировать пропаганду. Еще один шаг в 120 лет — и появятся газеты, еще шаг в 390 лет — и появится радио, еще шаг в 35 лет до телевидения, и еще один в 40 лет — до Интернета. В техническом смысле история пропаганды — это пять шагов. Возвращаясь к книгопечатанию. В 1486 году инквизиторы Генрих Крамер и Якоб Шпренгер выпустили «Молот ведьм» — трактат по демонологии и о надлежащих методах преследования ведьм. В это же время по Европе распространяются представления о массовом присутствии заключивших договор с нечистой силой ведьм среди обычного населения. Это уже вторая и даже третья волна инквизиции, и именно по событиям позднего средневековья мы и имеем о ней представление как о перманентно горящих кострах, на которых сжигали еретиков и ведьм. И ориентировались «судьи» на «Молот ведьм». В некотором смысле, на кострах горели зачатки женской эмансипации. В связях с нечистой силой обвиняли волевых женщин, позволяющих себе совершать поступки, выходящие за рамки традиционной женственности. Инквизиторы работали жестко, эффективно, потому что ориентировались исключительно на эту методичку. В ней было обозначено, что черное, а что белое, кого считать ведьмой, а кого — не считать.
Сегодня такие украинские методички гуляют по Интернету, и каждый россиянин может узнать в состряпанных киевской пропагандой листках, какой он кровожадный, темный, дремучий и так далее. Иногда возникает ощущение, что Украину накрыло затмение, какие-то новые «средние века». Ведь и понятие medium aevum, или средневековье, вошло в обиход только в XVII веке, и стало олицетворением некоего плавильного котла истории, чего-то темного, что нужно преодолеть, из чего впоследствии вышли и понятия о гуманизме и прочее. Вот и на Украине, по всей видимости, идет какая-то мощная историческая переплавка. И, возможно, потомки найдут этому всему название.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Биография автора:
Михаил Михайлович Ходаренок — военный обозреватель «Газеты.Ru», полковник в отставке.
Окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище (1976),
Военную командную академию ПВО (1986).
Командир зенитного ракетного дивизиона С-75 (1980–1983).
Заместитель командира зенитного ракетного полка (1986–1988).
Старший офицер Главного штаба Войск ПВО (1988–1992).
Офицер главного оперативного управления Генерального штаба (1992–2000).
Выпускник Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил России (1998).
Обозреватель «Независимой газеты» (2000–2003), главный редактор газеты «Военно-промышленный курьер» (2010–2015).