Советский официоз скрывал темные стороны войны в лице судьбы советских военнопленных, коллаборационизма, и серьезные попытки обсуждать эти вопросы не допускались и подавлялись. Но когда об этом стало можно говорить, многие люди стали верить в те же мифы, но с обратным знаком. В том числе и в миф «трупами завалили врага». Об этом в частности говорит историк Сергей Соловьев.
На самом деле, военные потери СССР сопоставимы с потерями Третьего рейха и уж точно не превосходят их в несколько раз. Потери РККА, по данным Минобороны, составили 8 млн 866 тыс. 400 человек (с учетом 2 млн 665 тыс. 935 советских военнопленных, погибших в немецком плену), немецкие войска потеряли шесть миллионов человек.
Сталин в марте 1946 года, комментируя речь Черчилля, говорил о том, что в результате немецкого вторжения СССР потерял около семи миллионов человек. Уже потом, в годы правления Хрущева и позднее, эта цифра увеличивалась многократно. Зачастую это делалось сознательно, ради пропагандистского эффекта. Как так получалось, что РККА потеряла больше, чем немецкая армия? При сравнении потерь с немецкой стороны зачастую учитывались исключительно потери среди военнослужащих, а с советской — потери всего населения, включая военнослужащих и мирных граждан. Также нельзя забывать, что при учете немецких потерь совсем не брались во внимание убитые на фронте австрийцы, венгры, румыны, итальянцы, финны, латыши, украинские коллаборационисты, против которых РККА тоже воевала, и зачастую они дрались страшнее немцев.
Наконец, в советском плену погибло 15% немцев, в германском сгинула почти половина, или по некоторым данным — даже больше, солдат и офицеров РККА. По официальным данным, из советского плена вернулось на родину 86,5%, или 3 787 000 солдат, из немецкого — 44,2%, или 2 016 000 солдат.
«Если бы немцы не убивали и кормили наших военнопленных, как советские люди не убивали и кормили немецких военнопленных, то безвозвратные потери военнослужащих Германии и ее союзников на Восточном фронте в период с 1941 по 1945 год более чем в два раза превысили бы потери Красной Армии», — отмечал историк и публицист Леонид Масловский.
Исходя из неверно поданных данных о потерях РККА создается миф о Жукове, который «забрасывал противника мясом» и говорил: «Бабы новых нарожают». Во-первых, не забрасывал, во-вторых, фраза эта имеет фольклорные корни или даже французское происхождение — вроде бы генералиссимус принц де Конде, 11 августа 1674 года, глядя на усеянное трупами поле битвы при Сенефе, произнес: «Ладно, ладно, это всего лишь одна ночь в Париже».
Как бы то ни было, миф о крупнейших потерях РККА в Великой Отечественной был запущен с подачи ангажированных западных историков, а в 90-х он стал популярен на волне очернения прошлого. А среди обычных читателей растиражирован с подачи журналиста Максима Соколова, беллетристов Михаила Веллера, Александра Бушкова.
Решения маршала Жукова в свою очередь приводили не к большим, а чаще к меньшим потерям, чем у других командующих фронтами. Это можно проследить и по контрнаступлению под Москвой, и по другим операциям. Миф о заваливании трупами мог родиться из-за трудно давшемся взятии Берлина. Но тут нужно сказать, что взятие такого укрепленного города и подступов к нему не может обойтись без потерь без больших потерь. К тому же, Берлин, к которому немцы подогнали самые элитные части, РККА брала форсированно, ведь по соглашению с союзниками, кто брал Берлин, тот имел преимущество перед другими членами антигитлеровской коалиции. Ведь он по сути завершал войну — пока Берлин не взят, немцы могли продолжать сопротивляться.
Историк Сергей Соловьев отмечал, что версия о победе СССР исключительно числом несостоятельна, потому что в новых условиях просто забросать противника трупами явно недостаточно: «Это была война экономик, техники, социально-политических систем». Даже если держать в голове хотя бы этот нюанс, расхочется говорить о победе «числом, а не умением».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Биография автора:
Михаил Михайлович Ходаренок — военный обозреватель «Газеты.Ru», полковник в отставке.
Окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище (1976),
Военную командную академию ПВО (1986).
Командир зенитного ракетного дивизиона С-75 (1980–1983).
Заместитель командира зенитного ракетного полка (1986–1988).
Старший офицер Главного штаба Войск ПВО (1988–1992).
Офицер главного оперативного управления Генерального штаба (1992–2000).
Выпускник Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил России (1998).
Обозреватель «Независимой газеты» (2000–2003),
Главный редактор газеты «Военно-промышленный курьер» (2010–2015).