Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу призвал страны, приобретающие оружие у других государств, не упоминать производителя.
«Когда страна приобретает любое оборонительное вооружение у нас или у любой другой страны, оно перестает быть турецким, русским или украинским. То есть, как только они купили у нас вооружение, оно перестало быть турецким. Хотя оно и произведено в Турции, теперь оно принадлежит Украине», — сказал глава ведомства в эфире телеканала «Россия-1» в интервью программе «Москва. Кремль. Путин».
Он подчеркнул, что Киев должен прекратить упоминать Турцию в вопросах, которые касаются беспилотных летательных аппаратов.
«Турцию не за что винить в этой ситуации. В нашей борьбе с терроризмом в разных странах мы сталкивались с разным оружием, произведенном в разных странах, в том числе и в России, но мы никогда не обвиняли в этом Россию», — добавил Чавушоглу в ответ на вопрос об использовании Украиной турецких дронов.
Bayraktar — это ударный беспилотник, радиус его действия достигает 150 км, а скорость — 130 км/ч. Этот БПЛА оснащен системой автоматического взлета и посадки. О том, что Украина заключила с Турцией договор на поставки корветов и ударных беспилотников, стало известно в конце прошлого года. Еще в 2019 году украинская армия провела испытания беспилотников Bayraktar, которые планируется оснащать высокоточными авиабомбами MAM-L турецкой компании Roketsan.
Согласно неофициальным данным, сумма контракта составила $69 млн. По словам главы украинского Минобороны, турецкий производитель беспилотников построит на украинской территории сервисный и учебный центр для обслуживания БПЛА.
26 октября украинская армия впервые применила ударный беспилотник в Донбассе. Командующий объединенными силами ВСУ генерал-лейтенант Сергей Наев отметил, что аппараты Bayraktar поднимаются в воздух с боевым комплектом. По его словам, их применяют там, «где необходимо усиление». После этого в мировом сообществе разгорелся скандал.
Российская сторона считает, что такие действия ВСУ не идут на пользу урегулированию конфликта. Постпред России при ООН Василий Небензя отметил, что видел доклады о БПЛА, «один из которых нанес удар по артиллерийским позициям ополчения». «Я считаю, что украинцы ведут очень опасную игру», — сказал он.
Он напомнил, что использование такой военной техники противоречит минским соглашениям. По мнению Небензи, применение ударного беспилотника «может иметь последствия, которые украинская сторона себе даже не представляет». Обеспокоенность сообщениями о применении ВСУ беспилотника выразили и дипломаты Германии и Франции.
Министр иностранных дел страны Дмитрий Кулеба в свою очередь настаивает на том, что никаких нарушений не было.
«Мы придерживаемся необходимых процедур коммуникации через Совместный центр по контролю и координации вопросов прекращения огня и стабилизации линии разграничения сторон и ОБСЕ, чтобы использовать право на самозащиту», — аргументировал он свою позицию.
Президент Украины Владимир Зеленский в свою очередь заявлял, что ВСУ «используют имеющееся у них вооружение только для защиты суверенитета и территориальной целостности государства и только в ответ на нарушение режима тишины в Донбассе со стороны противника». При этом ответная реакция, как отметил Зеленский, происходит «согласно договоренностям о режиме прекращения огня».
В Госдуме считают, что самопровозглашенные республики сумеют нейтрализовать турецкие беспилотники.
«В настоящее время ДНР и ЛНР уже накоплен определенный опыт в борьбе с беспилотниками. По опыту боевых действий в других регионах мира, есть соответствующие средства, способные существенно снизить либо свести на нет возможности этого аппарата. Уверен, что ополченцы что-то уже придумали», — отметил глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов.