Неполадки в оборудовании F-35 обнаружило NASA в ходе опроса пилотов. Выяснилось, что система не обеспечивала непрерывную подачу дыхательной смеси, вынуждая пилотов задерживать дыхание.
«В результате у пилотов обострились острые и хронические заболевания дыхательной системы, нормализовать дыхание не удавалось в течение нескольких дней, недель, месяцев или более», — говорится в исследовании.
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин пояснил «Газете.Ru», что обнаруженные проблемы пилотов не связаны с особенностями конструкции пятого поколения истребителей.
«Насчет новых нагрузок на организм, я сомневаюсь, потому что с точки зрения летных характеристик у этого самолета ничего выдающегося нет», — пояснил эксперт. Он отметил, что любые сложные аппараты несут для человека опасность «Чем сложнее механизм, тем выше вероятность всяких неожиданностей. Тут не обязательно даже, чтобы это был истребитель пятого поколения», — добавил Храмчихин.
Директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко, в свою очередь отметил, что F-35 уже выпускается серийно, и для машины, которая давно находится в эксплуатации это серьезный баг.
«От кислородной системы зависит жизнь летчика, он может потерять сознание на больших высотах и перегрузках. Машина с такими недостатками просто опасна для пилотов. Поэтому сейчас весь парк должен быть посажен на землю, полеты запрещены до выяснения опасности неисправностей и возможности продолжать боевую эксплуатацию этих самолетов», — уверен Коротченко.
По его словам, в случае аварий из-за выявленных неисправностей эксплуатанты должны потребовать от Lockheed Martin компенсаций через суд.
«Не дай Бог разобьются эти машины в Израиле или еще где-то. Это будут иски и конкретные претензии к производителю. Производитель должен срочно принять решение о доработке неисправных систем и замене узлов», — пояснил эксперт.
Коротченко напомнил, что в F-35 регулярно обнаруживаются неполадки.
«F-35 фатально не везет. Там периодически всплывают какие-то серьезные проблемы, которые ставят под вопрос качество американской боевой авиации. Когда такие недостатки обнаруживаются на этапе летной эксплуатации, это означает, что они не были проработаны и учтены ни на этапе конструирования, ни на этапе летных испытаний. Учитывая, что уже были экспортные поставки в целый ряд стран, это плохо для репутации американской авиапромышленности», — отметил эксперт.
При этом он подчеркнул, что подобная ситуация может сыграть на руку российскому «конкуренту F-35» — самолету Checkmate, который «Сухой» представил на авиасалоне в Подмосковье.
«На этом фоне очевидно, что потенциальные покупатели, — те, которые имеют возможность выбирать, будут более внимательно смотреть на рынок и ждать подхода российского конкурента F-35», — отметил Коротченко.
Несколько иного мнения на этот счет придерживается Александр Храмчихин — он подчеркнул, что недостатки есть у любого самолета, и спроектировать машину, у которой во время испытаний или эксплуатации не обнаружатся недостатки, невозможно. «На мой взгляд, никаким образом избежать этого нельзя», — сказал эксперт.
Также Храмчихин отметил, что это правило применимо и к российским самолетам. «Про самолет со странным названием (Checkmate) ничего нельзя сказать, потому что он еще даже не летал, а у Су-57 обязательно что-нибудь обнаружится», — добавил эксперт.