Генштаб Вооруженных сил Украины (ВСУ) не видит военного решения в вопросе возвращения Донбасса. Об этом заявил главнокомандующий ВСУ генерал Руслан Хомчак, передает издание «Новое время».
«Хочу, чтобы все понимали: чисто военного решения вопроса на Донбассе я не вижу и Генштаб ВСУ также», — подчеркнул он.
Во-первых, применив силу в Донбассе, Киев нарушит международное гуманитарное право, воспрещающее военные действия на территории густонаселенных районов. Во-вторых, украинские военные понесут слишком большие потери, в том числе потому, что «отнюдь не все» жители региона поддерживают ВСУ и будут «стрелять им в спину». Наконец, есть риск вмешательства Российской Федерации, заявил Хомчак.
25 сентября заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) страны Сергей Кривонос заявил, что Украина не сможет одновременно вести войну в Крыму и Донбассе, поэтому страна должна «возвращать» территории иначе.
«Мы четко понимаем, что решать проблему силовым методом Украина не может на данном этапе. Потому что есть проблемы: это, во-первых, война в Донбассе. Вести войну на два фронта, даже законно возвращая свои земли, мы не потянем», — констатировал он.
Замсекретаря СНБО назвал самым надежным вариантом «возвращения Крыма» ужесточение санкций против РФ. «Надо выводить Россию этими санкциями на такой уровень, чтобы [встал] вопрос: или они отдадут Крым, или останутся «без штанов», условно говоря», — сказал Кривонос.
Он также подчеркнул, что Украина должна параллельно усиливать собственную обороноспособность, чтобы «при необходимости действовать силовыми методами».
Власти РФ неоднократно подчеркивали — конфликт на юго-востоке Украины является «внутренним делом» страны. Тем не менее, в начале 2015 года Верховная рада Украины приняла заявление, в котором назвала Россию «страной-агрессором», поскольку Киев считает, что Москва является стороной конфликта в Донбассе.
В 2018 году это закрепили в законе о реинтеграции Донбасса, который признает контролируемые самопровозглашенными Донецкой и Луганской народными республиками (ДНР и ЛНР) территории «оккупированными», а Россию, в свою очередь, — «оккупантом». Нововведение также закрепило понятие «российская агрессия».
Тем не менее, даже ОБСЕ подтвердила, что российских военных нет на территории ДНР и ЛНР. Об этом в феврале 2019 года заявил председатель Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ Эртурул Апакан.
Весной прошлого года в период предвыборной гонки Владимир Зеленский заявил, что собирается встретиться с президентом России Владимиром Путиным после «возвращения» Украине Крыма и Донбасса и «потребовать денежных компенсаций» к «уже состоявшемуся» возврату земель.
«Ну, наконец-то, вы вернули наши территории, сколько еще готовы компенсировать денег за то, что вы отобрали наши территории?» — сказал Зеленский, изображая себя на встрече с российским лидером.
10 октября 2019 года он заявил, что Киев «не бросит» людей в Донбассе. По его словам, Украина «вернет вместе с территориями» людей, которые живут в этом регионе.
«Это наш «план А», — отметил Зеленский, а «план Б» будет — обеспечить всех желающих возможностью жить на подконтрольной Киеву территории Украины».