Турция опровергла обвинения руководства НАТО в том, что испытания российских зенитных ракетных комплексов ПВО С-400 противоречат обязательствам Анкары перед Североатлантическим альянсом.
Как указывается в заявлении пресс-секретаря турецкого министерства обороны Надиде Шебнема Актопа, подобно комплексам С-300, используемым союзниками по НАТО, ЗРК С-400 будут использоваться независимо и без интеграции в какую-либо систему командного управления альянса.
«Мы призываем наших друзей и союзников сосредоточиться на обсуждении альтернативных решений и разумных технических мер, которые могут быть приняты в связи с использованием системы С-400, вместо того, чтобы говорить о том, что отношения [Анкары и НАТО] ухудшатся.
Цель Турции — никому не навредить, но обеспечить безопасность своего народа», — заверило ведомство.
С-400 не будут интегрированы в инфраструктуру командного управления Североатлантического альянса, рассказал накануне министр национальной обороны Турции Хулуси Акар.
Как утверждает глава оборонного ведомства, приобретение Анкарой у Москвы С-400 вовсе не говорит о том, что Турция «отдаляется от НАТО».
Кроме того, военный прокомментировал прошедшие на севере страны огневые учения с участием С-400. Он пояснил, что в рамках каждой программы приобретения оборонных систем проводятся испытания и системные проверки.
«Это часть программы закупок и является чисто технической деятельностью», — отметил министр.
Покупка Анкарой С-400 у России – это, скорее, политический шаг, чем военный, считает член Совета Федерации Алексей Пушков.
«Закупка российских систем, несмотря на давление США и угрозу санкций с их стороны (так и не введенных), это демонстрация особого места Турции в НАТО и реальная заявка на автономную от альянса внешнюю политику», — указал сенатор.
Он назвал политически верным это решение президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
По словам парламентария, закупка российских систем еще и укрепила «неровное и противоречивое, но все же пока выдерживающее кризисы партнерство с Москвой, которое сильно повышает авторитет и вес Турции в мировых делах».
Пушков отметил, что после этого шага отношение к Турции западных партнеров изменилось.
Первые испытания С-400 Турция провела в северном регионе Синоп на черноморском побережье страны в середине нынешнего месяца, сообщает портал Defense News.
Анкара выпустила уведомления об ограничении воздушного пространства и вод у побережья Черного моря для проведения пусков ракет.
США жестко раскритиковали эти учения. «Мы четко осознаем возможные серьезные последствия для наших отношений в сфере безопасности, если Турция активирует данную систему», — сказала представитель Госдепартамента США Морган Ортагус.
Она напомнила, что Анкара и Вашингтон связывают обязательства в военной сфере.
«В случае подтверждения мы будем самым решительным образом осуждать испытательный пуск ракет С-400. Это действие, несовместимое с обязанностями Турции как союзника по НАТО и стратегического партнера США», — добавила дипломат.
Ранее американские сенаторы Крис Ван Холлен (демократ от штата Мэриленд) и Джеймс Ланкфорд (республиканец от штата Оклахома) направили письмо главе Госдепартамента Майку Помпео с указанием на тот факт, что Турция отслеживала американские истребители F-16, летевшие в восточной части Средиземного моря во время совместных учений Eunomia с участием Франции, Италии, Греции и Кипра.
«Сообщения об этой активации ясно показывают, что Турция не намерена менять курс и отказываться от этой системы», — написали сенаторы.
Законодатели потребовали дополнительной информации о предполагаемой активации С-400: может ли Турция получить доступ к тактическому каналу передачи данных НАТО (канал 16) через ЗРК С-400?
Политиков также заинтересовало: сможет ли Россия использовать эту лазейку для шпионажа за союзниками Вашингтона.
В августе нынешнего года Россия подписала с Турцией второй контракт на поставку полка С-400, сообщал на форуме «Армия-2020» гендиректор Рособоронэкспорта Александр Михеев.
Первый контракт на поставку Анкаре комплексов С-400 Россия заключила в 2017 году. Турция стала первой из стран НАТО, кто приобрел у Москвы эти системы. Стоимость сделки составила $2,5 млрд, половину стоимости покрывает российский кредит. Первые поставки начались 12 июля прошлого года.