Разработка авиабомбы GBU-53/B StormBreaker (или Small Diameter Bomb II — SDB II, бомба малого диаметра) началась еще в 2006 году и продолжалась до начала следующего десятилетия.
Первый тестовый сброс SDB II по учебной цели состоялся 17 июля 2012 года над полигоном White Sands. Самолет-носитель F-15E Strike Eagle обнаружил цель, передал необходимые данные бомбе и выполнил сброс. Изделие использовало все свои средства наведения и поразило цель прямым попаданием.
Решение, принятое 23 сентября Боевым авиационным командованием ВВС США, открывает в конце этого года путь интеграции нового боеприпаса SDB II с истребителем ВМС США F/A-18E/F Super Hornet. После этого этапа перспективное оружие получит истребитель 5-го поколения F-35 Joint Strike Fighter. В дальнейшем не исключено, что бомба будет адаптирована для применения ее с беспилотных летательных аппаратов и бомбардировщиков с малой радиолокационной заметностью В-2 (в перспективе — В-21 Raider).
«Бомба малого диаметра SDB II GBU-53/B StormBreaker готова к боевому применению после прохождения обширных разработок и летных испытаний», — заявил менеджер программы SDB II в ВВС полковник Джейсон Руско.
«Эта знаменательная веха является кульминацией многолетней и невероятной работы, проделанной нашими совместными военными и промышленными группами. Боевые возможности нового авиационного средства поражения не имеют себе равных, и меняют правила игры в сфере национальной обороны», — добавил он.
Бомба малого диаметра SDB II оснащается трехрежимной головкой самонаведения, которая включает в себя радар миллиметрового диапазона, возможность получения инфракрасных изображений, полуактивный лазер, GPS и инерциальную навигационную систему.
Эти системы наведения позволяют оружию поражать движущиеся цели в любых погодных условиях, в том числе и в условиях, когда видимость осложнена пылью и обломками, пишет издание Defense News.
Это оружие имеет дальность поражения более 40 миль (около 64 км).
Вес перспективного боеприпаса — всего 93 кг. Это существенно меньше, чем у многих стоящих в настоящее время на вооружении ВВС США средств авиационного поражения. В то же время это означает, что самолет может нести больше бомб GBU-53/B StormBreaker и поражать большее количество целей за один боевой вылет, говорится в официальном сообщении ВВС США.
Испытательные подразделения ВВС США на базе ВВС Эглин (штат Флорида) провели 138 опытно-конструкторских и эксплуатационных полетов для сертификации оружия для F-15E. Один Strike Eagle сможет нести в общей сложности до 28 бомб GBU-53/B StormBreaker.
Но разработка оружия была сопряжена с техническими трудностями, в том числе с остановкой производства на год.
За это время корпорация Raytheon устраняла проблему с фиксаторами, используемыми для удержания хвостовых стабилизаторов бомбы, подверженных износу из-за вибрационной усталости.
При слишком раннем раскрытии стабилизаторы могут быть повреждены, что снизит эффективность боевого применения бомбы. Они также могут повредить самолет-носитель. Это особенно опасно для истребителя F-35, который будет нести SDB II во внутреннем оружейном отсеке, говорилось в июньском отчете Счетной палаты правительства США.
Примерно через год компании Raytheon удалось возобновила производство. К этому моменту были модернизированы 598 бомб, уже поставленных ВВС и ВМС США.
Остановка производства отодвинула завершение программы еще на год от ранее запланированного объявления о начальной оперативной готовности, которая была запланирована на сентябрь 2019 года.
В пресс-релизе представители Raytheon заявили, что SDB II предоставит американским пилотам еще больше возможностей для поражения целей на земле или на море.
«Оружие хорошо зарекомендовало себя в ходе многих сложных этапах испытаний, против самых разнообразных целей, в экстремальных условиях окружающей среды, и теперь оно в полном объеме готово к принятию на вооружение», — сообщила директор программы StormBreaker в Raytheon Missiles and Defense Кристи Стэгг.
Как ранее писала «Газета.Ru», в Соединенных Штатах бомбы малого диаметра первого этапа начали разрабатывать еще в 1990-х годах для обеспечения сверхзвуковых самолетов высокоточными боеприпасами (на начальных этапах наводимых по GPS) с возможностью их сброса из внутреннего оружейного отсека самолета. В частности, к боеприпасам подобного типа относится авиационная бомба GBU-39 (Small Diameter Bomb) весом в 113 кг.
Их предназначение — высокоточное поражение наземных объектов с больших расстояний, вне досягаемости средств противовоздушной обороны противника.
Уже на самом начальном этапе разработки бомбами подобного типа планировалось оснащать истребители пятого поколения. Боевая часть GBU-39 способна пробить 90 см железобетона, а система подрыва позволяет летчику перед запуском также выбирать воздушный подрыв и задержку подрыва после попадания. Авиабомба GBU-39 SDB способна поражать объекты, находящиеся в укрытии, и обеспечивает большую точность попадания в сравнении с бомбами типа JDAM.
F-35 может применять бомбы SDB и SDB II из внутренних оружейных отсеков. К примеру, в рамках недавних испытательных полетов истребитель пятого поколения F-35A Королевских военно-воздушных сил Нидерландов сбросил сразу восемь новых бомб GBU-39 SDB из внутренних отсеков.
«GBU-53/B StormBreaker обеспечивает практически беспрецедентные возможности поражения морских или наземных маневрирующих целей на большом расстоянии и в неблагоприятную погоду», — полагает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
По словам специалиста, главное отличие Small Diameter Bomb II от Small Diameter Bomb (GBU-39) — возможность поражения движущихся целей.
Их уничтожение возможно на дальности более 70 километров. Этого достаточно, чтобы самолет-носитель не подвергался возможности поражения со стороны зенитных ракетных систем и комплексов ближнего действия, малой и средней дальности.