Сотрудники российской таможни пресекли попытку контрабанды военной техники. Как сообщает РЕН ТВ, из Калужской области в США пытались отправить российскую военную радиостанцию Р-853B1 «Варево-1».
Уроженец Азербайджана, проживавший в городе Малоярославце, еще в апреле 2019 года отправил по почте в Америку посылку. Она попала на проверку к таможенникам, которые обнаружили там характерные детали — батареи, антенну и гарнитуру.
После этого о подозрительной посылке известили правоохранительные органы и Министерство обороны РФ. В военном ведомстве подтвердили, что эта радиостанция — военная разработка для Армии России.
25 января мужчина был задержан в Москве по подозрению в попытке контрабанды военной техники.
«Варево-1» — портативная радиостанция для авианаводчиков. По ней возможна связь с радиостанциями на борту самолета. Стоит отметить, что прибор продается в интернете — на ряде онлайн-площадок за комплекс Р-853В1 продавец просит 15 тыс. рублей.
Контрабанда оружия происходит в разных направлениях, оружие пытаются нелегально ввозить в Россию. В конце сентября белорусский КГБ вместе с таможенниками раскрыл схему контрабанды оружия с Украины в Россию. Оружейный транзит осуществлялся через белорусскую территорию в Литву. Из прибалтийской республики нелегальное оружие доставляли в пункты назначения.
Информация о контрабандной схеме была передана российским спецслужбам, отметил Сенько. После этого россияне провели спецоперацию и изъяли большое количество стрелкового оружия и боеприпасов.
В начале сентября президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что вынужденно приказал «наглухо закрыть» границу с Украиной. По его словам, вызывает сожаление необходимость вести такую политику «в отношении своих братьев, близких людей».
«Почему? Хлынул поток оружия», — объяснил белорусский глава. По его мнению, если оружие оказывается в руках «обычных людей и особенно националистически настроенных» — то нужно ждать терроризма.
Российские спецслужбы иногда задерживают шпионов, которые пытаются выведать военные тайны. Подобные события всегда вызывают большой резонанс в СМИ. В декабре 2018 года оперативники ФСБ задержали в Москве американского гражданина Пола Уилана. Иностранный шпион пытался получить от гражданина России флешку с информацией, которая является гостайной — списком сотрудников одной из российских спецслужб. Генерал-майор ФСБ Александр Михайлов отметил, что задержание агентов США в России крайне редко предают широкой огласке, но ФСБ сделала это, значит, акция, которую проводил Уилан, была очень серьезной.
Через пару месяцев шпионский скандал разразился в Бельгии — главу контрразведки Клемента Ванденборре, 40 лет служившего в секретной службе, обвинили в работе на Россию. Сам контрразведчик это отвергал. Ванденборре уничтожил в шредере конфиденциальные документы не по инструкции, что вызвало подозрения.
В апреле норвежец Фруде Берг был признан виновным в шпионаже против России. Мосгорсуд приговорил его к 14 годам колонии строгого режима. Шпион не признал свою вину и не раскаялся в содеянном, заявил прокурор. Впоследствии его вместе с рядом других осужденных за шпионаж иностранцев обменяли на осужденных в Литве россиян.
Летом 2019 года в Москве к 14 годам колонии строгого режима приговорен польский шпион Мариан Радзаевски, который пытался достать в России секретные детали зенитно-ракетного комплекса С-300 и вывезти их к себе на родину. Ранее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что деятельность иностранных шпионов за последние годы активизировалась.
Власти РФ намерены принять определенные меры на законодательном уровне, чтобы бороться с утечками важной для обороны страны информации. В российское законодательство может вернуться понятие «военной тайны», отмененное после распада СССР, сообщали «Известия» со ссылкой на источники в Минобороны. «Под юридический термин «тайна в области обороны» подпадут сведения, касающиеся вооружения, комплектования и дислокации войск, а также планов мобилизации», — заявили собеседники издания.
Ранее эта информация попадала под категорию государственной тайны. Требования нового закона о военной тайне будут касаться только военнослужащих.