Решение создать группу «А» — «Альфой» ее назовет много позже пресса — было принято тогдашним главой КГБ Юрием Андроповым после событий на Олимпиаде в Мюнхене. Тогда, в 1972 году, группа палестинских террористов захватила группу израильских спортсменов.
Несмотря на то что СССР отношения с Израилем в то время не поддерживал, в КГБ следили за операцией по освобождению заложников, а часть наработок использовали для обучения собственных сотрудников.
В «Альфу» набирали лучших сотрудников КГБ, оно также было самым засекреченным подразделением спецслужб.
В первом составе Альфы было всего 30 человек. Считается, что определенные идеи для создания подразделения были взяты советскими профессионалам из западногерманского опыта, где существовало элитарное подразделение ГСГ-9.
«Будем создавать группу, растить своих «коммандос», — передает слова Андропова в беседе с руководителем 7-го управления КГБ Алексеем Бесчастным, военный историк Болтунов в книге «Альфа» — сверхсекретный отряд КГБ».
В свою очередь, британский историк разведки Роберт Прингл пишет, что советские спецслужбы использовали наработки британских сил спецназначения. Правда, отечественные историки спецслужб подвергают эти факты сомнению: закрытость страны не позволяла перенимать западный опыт, и служба создавалась исходя из собственного опыта.
Впервые «А» задействовали в 1976 году и сразу в большой политике — группа была должна прикрывать операцию по обмену лидера чилийской компартии Луиса Корвалана на советского диссидента Владимира Буковского.
Операция проходила в нейтральной Швейцарии, но существовали опасения, что западные спецслужбы могут сорвать сделку.
Через три года «Альфа» действовала фактически на территории главного противника. Психически больной человек проник на территорию посольства США и угрожал взорвать бомбу, если его не выпустят за рубеж. Операцию по нейтрализации потенциального террориста проводила «Альфа», и хотя бомба все же взорвалась, погиб лишь сам террорист — никто из дипломатов не пострадал. Так впервые в США узнали о существовании в СССР подобного отряда, хотя и в общих чертах.
Настоящее боевое крещение группа получила в декабре 1979 года, когда ее бойцы в составе нештатных групп «Гром» и «Зенит» участвовали в штурме неприступной крепости Тадж-Бек. В историю спецслужб операция вошла под народным названием «Штурм дворца Амина». Речь шла об афганском президенте Хафизулле Амине, который, несмотря на клятвы в верности СССР, развязал жестокий террор против членов своей же Народно-Демократической партии Афганистана.
В СССР было принято решение устранить Амина, правда, сделано это было под надуманным предлогом — диктатора обвинили в связях с американскими спецслужбами.
Операция была сложнейшей по исполнению, так как дворец тщательно охранялся, и 54 бойца спецназа КГБ шли на смертельный риск «Мы все там были смертниками. Знали, сколько нас мало и сколько их много», — вспоминал в разговоре с «Газетой.Ru» один из участников штурма.
Спустя годы, в декабре 1988 года, бойцы «Альфы» примут участие в освобождении захваченных террористами детей в городе Орджоникидзе, который сегодня носит название Владикавказ. В захвате детей в Орджоникидзе участвовали пять человек — 38-летний лидер банды, трижды судимый наркоман Павел Якшиянц, работавший в последнее время водителем автобуса, а также 26-летний Владимир Муравлев, 22-летний Герман Вишняков, 25-летний Владимир Анастасов и 28-летний Тофий Джафаров. Как и главарь, все они имели проблемы с наркотиками и довольно сомнительные биографии.
«Отделение, которым я руководил, было на боевом дежурстве. Нас и подняли по тревоге. Операцией руководил командир «Альфы» Геннадий Зайцев. Он сообщил только, что в Орджоникидзе захвачены дети и нам предстоит операция по их освобождению. Другими подробностями мы не владели, их донесли уже по приземлении. И мы приступили к выполнению»,
— рассказывал в интервью «Газете.Ru» бывший заместитель командира спецподразделения КГБ «Альфа» Сергей Гончаров.
Учитывая, что преступники поставили в салоне автобуса канистры с горючей жидкостью, их условия были выполнены — после того как преступники отпустили детей, они выехали в Израиль. Оттуда они были возращены на родину и преданы суду.
В январе 1991 года руководство СССР бросает бойцов элитного подразделения фактически в последний бой в защиту распадающейся империи. Им приказано захватить телевизионный центр Литвы, чтобы его не смогли взять под свой контроль радикальные сторонник независимости.
После того как многотысячная толпа окружила Верховный совет Литвы и телебашню, ее попытались деблокировать бойцы спецназа КГБ СССР «Альфа» и бойцы ВДВ. В ходе столкновений погибли не менее 14 человек, в основном — гражданские лица, но был среди убитых и один из офицеров «Альфы».
Гибель людей вызвала шок среди населения СССР и резкую негативную реакцию на действия советского правительства в мире. Вскоре все воинские подразделения, а также лояльные СССР сотрудники МВД Литвы были выведены из республики. А в сентябре 1991 года СССР признал независимость Литвы. Новые литовские власти впоследствии пытались преследовать советских военных, которые были виноваты лишь в том, что выполняли приказ политического руководства СССР.
В июле 2011 года экс-командир группы «Альфа» Михаил Головатов был арестован в Австрии по запросу прокуратуры Литвы, но на следующий день освобожден, поскольку австрийский суд отказал в его выдаче, и экс-командир «Альфы» вернулся в Москву. Это привело к дипломатическому конфликту между Литвой и Австрией, Вильнюс даже отозвал своего посла из страны.
В августе 1991 года во время драматических событий у Белого Дома бойцы «Альфы» находились на боевом посту. Однако от руководителя КГБ Владимира Крючкова входившего в состав ГКЧП приказа арестовать российского лидера Бориса Ельцина не поступило.
Многие бойцы «Альфы» тогда вздохнули с облегчением — участвовать в политических играх желания не было.
После распада СССР для бойцов «Альфы» наступили трудные времена. Бывший офицер спецподразделения Алексей Филатов рассказывает в своей автобиографической книге «Люди «А», что из-за невозможности ничего купить в магазинах он сам шил для сына джинсовую одежду на швейной машинке.
В начале 1990-х годов Альфа некоторое время была в составе МВД, но в 1998 вошла в состав ФСБ и активно принимает участие в ключевых антитеррористических операциях. На ее счету — десятки обезвреженных террористов и сотни спасенных жизней. Даже в свой профессиональный праздник старшие офицеры «Альфы» по традиции будут на боевом дежурстве.
«Альфа», которая в настоящее время называется Центр специального назначения ФСБ, участвовала в операциях по освобождению заложников в «Норд-Ост» и Беслане. Во время штурма школы, захваченной террористами, погибло 10 бойцов.