Вернуть Донбасс под свой флаг Киев сможет через пять лет, заявил советник избранного президента Украины Владимира Зеленского по вопросам безопасности и обороны Иван Апаршин. Об этом сообщает РИА «Новости».
«Я не вижу сегодня возможности вернуть наши территории военным путем. <...> Донбасс — это перспектива на пять лет,
а территория Крыма — это перспектива более отдаленная», — заявил полковник в отставке.
По словам Апаршина, для него не составляет труда просчитать военную операцию в Донбассе «с точностью до калибров используемых орудий», но бои повлекут за собой огромные человеческие потери. Кроме того, добавил он, военные действия заставят зарубежных партнеров «отвернуться от Украины».
«[Военная операция] — на сегодняшний день это уже упущенный шанс 2014 года», — подытожил советник.
Апаршин подчеркнул, что не исключает частичной амнистии для ополченцев самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР). При этом сам Владимир Зеленский в ходе предвыборной кампании заявил, что выступает против предоставления Донбассу особого статуса и закон об амнистии для «террористов» подписывать не собирается.
30 апреля Иван Апаршин назвал меры для обеспечения безопасности страны «до вступления в НАТО». По его словам, залог успешной обороны Украины — нестандартное мышление и внезапные удары по врагу «там, где вы этого не ожидаете». Полковник добавил, что собирается на посту министра обороны вкладывать больше средств в развитие украинских сил специальных операций.
За несколько дней до этого Иван Апаршин огласил основные цели, поставленные Владимиром Зеленским в оборонной сфере. «Военная доктрина» содержит в себе ряд организационных изменений и стремление к «взаимосовместимости с армиями стран НАТО».
18 апреля Владимир Зеленский, представляя свою команду, назвал Апаршина «экспертом в сфере обороны». До этого отставной полковник входил в команду экс-министра обороны Украины Анатолия Гриценко. По словам Апаршина, он не готов подтвердить слухи о своем возможном назначении, но «рассмотрит такое предложение», если оно поступит.
Зеленский ранее говорил, что в случае победы не намерен амнистировать жителей самопровозглашенных ДНР и ЛНР, принимавших участие в боевых действиях. По его словам, на юго-востоке страны происходит «криминальная история», на решение которой потребуется большое количество времени. Он добавил, что улучшить отношения ДНР, ЛНР и Украиной поможет «информационная война», которая покажет жителям региона, что они «нужны» украинской стороне. Он заключил, что
«самым страшным» является тот факт, что Украина перестала «говорить» с жителями ДНР и ЛНР.
Он также заявил о намерении начать выплачивать пенсии людям в Донбассе. По его словам, Киев должен не просто «протягивать руку» жителям региона, но и убедить их в том, что «что мы все украинцы».
«Не просто протягивать им руку, не просто обещать, а возобновить эти отношения, начать платить пенсии людям, которые живут там, они такие же украинцы», — сказал Зеленский. Кроме того, кандидат в президенты Украины выразил готовность начать переговоры с президентом России Владимиром Путиным по «донбасскому» вопросу.
Ранее Апаршин рекомендовал избранному главе государства не вести переговоров с представителями самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, а также с Россией один на один.
«Мы не можем остаться один на один с Российской Федерацией, потoму что тогда не решим эту проблему. И я никогда не поддержу, чтобы новый президент Украины cел за стол переговоров с так называемыми ЛНР и ДНР», — подчеркнул полковник в отставке.
Апаршин добавил, что переговоры Владимира Зеленского с Владимиром Путиным должны проходить не тет-а-тет, а в присутствии представителей США и Великобритании. «Я бы не cоветовал президенту Украины встречатьcя с Путиным один на один», — отметил он.
У Зеленского, по словам Апаршина, есть желание прекратить войну на Донбассе, но только на условиях, выгодных Украине.
В 2014 году на юго-востоке Украины местными жителями было провозглашено создание народных республик — для защиты местного населения от украинских силовиков и радикалов. В ходе войны из региона бежало более полутора миллионов человек, более 12 тыс. погибли.